Спасо-Кладбищенская церковь

Спасо-Кладбищенская церковь

Комплекс зданий в формах эклектики занимает западную часть кладбища. Короткая дорожка от ворот ограды ведет к церкви, замыкающей перспективу Пушкинского переулка. Краснокирпичное здание построено по инициативе протоиерея И.И. Преображенского в 1895 г. на месте деревянного храма конца XVIII века. Трапезную закончили немного позже основного объема, отдельно стоящую трёхъярусную колокольню (не сохранилась) возвели в 1902 г. Примерно тогда же рядом возвели здания богадельни, просфорной, церковно-приходской школы (основана в 1890 г.). Они примыкают к западной стороне ограды. По сторонам храма располагаются небольшие часовни. Культовые постройки образуют компактную симметричную группу с живописным пространственным силуэтом. Её оттеняет подчеркнуто будничный облик корпусов на западной границе кладбища.

Храм Спаса-Нерукотворенного образа был построен в 1895 году на месте маленькой кладбищенской церкви 1795 года. Храм имеет пять св. престолов, освященных в нижеследующие дни:

16 октября 1883 года был освящен Престол в правом приделе “зимней церкви”, во имя “Всех святых”.
13 ноября 1883 года – освящён Престол в левом приделе во имя: Св. Иоанна Предтечи (первое и второе  обретение главы Иоанна Предтечи); Св. Иоанна Новгородского; Вмч. цел. Пантелеимона.
25 октября 1898 года освящён в холодном храме средний Престол во имя Нерукотворенного образа Господа  Иисуса Христа.
17 июля 1901 года освящён Престол правого придела в том же храме во имя иконы Божией Матери, именуемый “Черниговской” и прп. Сергия Радонежского.
19 октября 1903 года освящён Престол левого придела того же храма во имя равноапп. Вел. Кн. Владимира и Вел. Кн. Ольги, свт. Феодосия Черниговского, прп. Серафима Саровского.

Архитектура пятиглавой Спасской Церкви восходит к типовым проектам, разработанным в 1830-е гг. под руководством К.А. Тона в русско-византийском стиле. Основной объем храма, прямоугольный в плане, вытянут с севера на юг, как и трапециевидный алтарный выступ. Храму равна по площади трапезная со скругленными углами и несколькими главками над карнизами. Квадратный в плане двухъярусный западный притвор завершен двумя ярусами кокошников в основании четырёхскатного колпака с чешуйчатой главкой. Подчеркнутая аккуратность лицевой кладки кирпичных стен обыграна в разнообразном декоре. Наряду с элементами декора, свойственными церковному строительству периода эклектики (килевидные кокошники, перспективные архивольты порталов, ширинки, поребрик, опоясанные колонки с кубоватой капителью), в декор включены наклонная пила, косые рельефные кресты в стойках очень высоких наличников, треугольные капители.

В интерьере четыре мощных пилона переходят в трапециевидные паруса, на которые опирается купол храма, завершённый световой главой. За пилонами - северный и южный притворы с четвертными сводами и угловые ячейки с крестовыми сводами. Алтарь перекрыт гранёной конхой с длинными распалубками. Арки, перекинутые со столбов трапезной, делят трапезную на восемь ячеек с парусными и циркульными сводами. Сохранились роспись клеевыми красками и резной некрашеный иконостас в русском стиле.

Часовни по сторонам церкви, завершенные, как и западный притвор, колпаком с главкой, отличаются от храма контрастом беленых рельефных частей и лицевой кирпичной кладки, а также иными элементами декора. На стыке граней более крупной часовни - короткие опоясанные полуколонки; карниз меньшей опирается на аркатуру.

Кирпичные стены построек на флангах ворот оштукатурены. Дом к югу от входа в ограду, видимо, удлинен при перестройке. Первоначально его уличный фасад имел проемы по пяти осям. Крайние окна в первом этаже заключены в ниши с полукруглой аркой на импостах, а над средним помещён треугольный сандрик. На четных осях во втором этаже окна арочные, под массивными архивольтами на непрофилированных импостах. Стены северного Дома завершает деревянный карниз очень большого выноса. Окна с легким выгибом перемычки заключены в тянутый штукатурный наличник. Под проемами второго этажа - лежачие профилированные рамки. Средняя отмечена круглой розеткой по центру.

Одноэтажная деревянная просфорная (к северу от этих корпусов) имеет нейтральный облик. Пилоны ворот обезличены и испорчены переделками. Рисунок решеток на пилонах характерен для периода эклектики, но не совсем обычен благодаря поворотной, а не зеркальной симметрии спиралей под копьевидными стержнями.

В годы гонений все престолы были нарушены (св. мощи из под престолов были вынуты), появилась путаница с почитанием означенных праздников (В некоторых антимисах не все святые указаны, в честь которых освящены престолы).

Храм нуждается в реставрации уникального резного иконостаса, а также росписи летней части храма. Ведутся поиски благотворителей, попечителей храма.

Службы в храме совершаются ежедневно (вечером – вечерня, утреня; утром – литургия, требы). В настоящее время в храме служат 3 священника (протоиерей Ярослав Шведов, протоиерей  Викторов Кухарев, иерей Евгений Новиков). Настоятель наравне с другими священнослужителями несет свою череду (неделю служит, неделю исполняет требы). В праздничные дни в храме организовано служение двух литургий (ранней и поздней).

Спасо-кладбищенский храм открыт с утра до позднего вечера  каждый день.

Комментарии  

 
+21 #1 Влад 06.05.2014 16:34
Сегодня праздник Егорий Вешний, согласно народным традиция выгоняли освященной вербой первый раз скот на пастбище. Тёплый Егорий весну начинает, а Илья лето кончает.На Егория мороз — будет просо и овес. Интересно, что в Бежецком уезде, как и в других многих губерниях, ао сообщениям этнографов была традиция "валять попа", когда после молебна на урожай крестьяне просили священника покататься по полю. крестьяне (обычно женщины) просили священника или дьячка поваляться на земле, чтобы "снопы были тяжелыми", "посевы тугными" и если же священнослужите ли отказывались это сделать, их валили на землю и катали насильно», приговаривая "Уродися сноп, толстый как поп". Такая традиция была и у карелов Бежецкого уезда "Весной, как только озимые пойдут в рост, карелы приглашают священника в поле отслужить молебен. После молебна они хватают священника, валят его на землю и катают по озими. По представлению карел, это способствует такому получению урожая, что рожь от тучности зерна будет склоняться до земли, как теперь склоняются озимые под тяжестью священника.
Священник мог доказать крестьянам тщетность такого мероприятия, но тогда крестьяне не стали бы приглашать его служить молебен, и он бы лишился добавочного дохода. Оказывается, что для священника лучше было кататься по озими, чем лишиться его. (Этнография тверских карел).
Очень забавно.
Цитировать