О проведении Всемирного дня защиты прав потребителей

15 марта 2011 года был организован и проведен Всемирный день защиты прав потребителей под девизом «Потребители за честные финансовые услуги». Специалисты Территориального отдела Управления Роспотребнадзора вели прием и консультацию граждан по телефонам «горячей линии». В территориальный отдел поступило 15 обращений. Граждане обращались с жалобами на товары непродовольственной группы – 67% от всех обращений, 20 % - на продовольственные товары, по оказанию строительных услуг – 6,5 %.

В рамках проведения Всемирного дня защиты прав потребителей на базе Бежецкой централь ной библиотеки им. В.Я. Шишкова был проведен семинар с индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами по уведомительному порядку осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, правилам продажи сложной бытовой техники и продажи продовольственных товаров.

Итоги проведения «горячей линии» в 2011 году и статистика обращений граждан за прошедший год показывает, что потребитель не жалуется на рынок финансовых услуг. Данный факт не говорит о том, что в финансовой сфере нашего региона все благополучно, это свидетельствует, прежде всего, о правовой неграмотности потребителя.

Общероссийская статистика структуры нарушений, допущенных кредитными организациями, показывает, что наиболее частыми из них являются:

• ограничение права потребителя на односторонний отказ от договора;

• начисление штрафных санкций за несвоевременно е исполнение условий договора и истребование их через коллекторские агентства;

• нарушение прав потребителя на альтернативную подсудность.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора, разъясняет, что в соответствии с действующим законодательством кредитная организация не имеет права взимать нелегитимные комиссии и в одностороннем порядке изменять условия договора. Но многие кредитные договоры на потребителя возлагают обязанность уплаты единовременного платежа за обслуживание ссудного счета. В качестве информации для потребителей сообщаем, что, в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности», отношения между кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. Ссудные счета не являются банковскими счетами и используются для отражения в балансе банка операций по предоставлению (возврату) заемщиком денежных средств, что, в свою очередь, не является банковской услугой, согласно Постановлению Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17 ноября 2009г. № 8274/09. Таким образом, действия кредитной организации по взиманию единовременного платежа за открытие и ведение ссудного счета незаконны и являются нарушением прав потребителей. Вернуть необоснованно взятые деньги за обслуживание ссудного счёта можно путем обращения с письменным заявлением в кредитную организацию или в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии со ст.17 Закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей», потребитель может обратиться в суд по месту нахождения организации, месту своего жительства, месту заключения или исполнения договора. При этом потребители по искам, связанным с нарушением их прав, освобождаются от уплаты государственной пошлины в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

В соответствии со ст.47 Гражданско-процессуального кодекса РФ, п.3 ст.40 Закона РФ «О защите прав потребителей» Территориальный отдел может быть привлечен судом к участию в деле по инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

Территориальный отдел просит клиентов банков не забывать о том, что в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей» они имеют право на получение полной и достоверной информации об услугах. Кроме того, на страже их интересов стоят Гражданский кодекс РФ и закон «О банках и банковской деятельности».

Источник: "Бежецкая жизнь"