Закрыть, чтобы сберечь, или как сохранить наши дороги

Губернатор Тверской области Дмитрий Зеленин подписал постановление «Об ограничении движения механических транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения в весенний период 2009 года». В соответствии с этим документом определен конкретный срок ограничения движения грузового автотранспорта по региональным автодорогам – с 21 марта по 20 апреля.

Подобные меры для сохранения дорожной сети в период весенней распутицы предпринимаются ежегодно, однако одной из основных отличительных особенностей ограничения грузового движения в 2009 году от предыдущих лет стало увеличение допустимой разрешенной массы автотранспортных средств для беспрепятственного движения по дорогам общего пользования.

Подробнее об этом нововведении, а также об особенностях весеннего содержания тверских дорог мы беседуем с и.о. директора Дирекции территориального дорожного фонда Тверской области Анатолием Цукановым.

Анатолий Николаевич, можно ли в нашей области обойтись без ограничений движения на дорогах?

— Увы, нет. Иначе попросту нельзя сохранить наши дороги от интенсивного разрушения. Тверская область относится ко второй климатической зоне, имеющей свои особенности. На ее территории с наступлением весны верхний слой грунта оттаивает и переувлажняется, а нижний остается замерзшим. В итоге прочность дорожных покрытий снижается в 4-5 раз, что доказано многочисленными исследованиями. Если на этот момент не ввести ограничения, мы можем вообще остаться без дорог. А их сейчас в оперативном управлении ГУ «Территориального дорожного фонда Тверской области» находится более 15 тысяч километров. Так что ежегодные ограничения - мера пусть и не слишком популярная, но необходимая — в противном случае на восстановление областных дорог понадобится не менее 3 миллиардов рублей.

Существует постановление Российской Федерации, определяющее нормативы денежных затрат на содержание и ремонт автодорог федерального назначения а также правила их расчета. Исходя из этой государственной методики, разработанной и принятой несколько лет назад, тверским областным дорогам ежегодно выделяются только 6,1 % необходимых средств на содержание и 3,3 % на ремонт. Для сравнения: в Московской области на дорожное хозяйство каждый год выделяется свыше 30 млрд. рублей, что в 15 раз больше, чем в нашем регионе. Хотя общая протяженность дорог там гораздо меньше.

Вот и получается, что межремонтные сроки не соблюдаются. Ведь если дорога построена, ее вовремя, хотя бы через 5 лет, необходимо усилить, сделать поверхностную обработку. На сегодня мы этого не делаем из-за недостаточности бюджетных средств. В результате дороги разрушаются быстрее, чем их успевают ремонтировать.

И еще один момент, очень болезненный для нас. Сегодня как предприниматели, так и автотранспортные предприятия стремятся приобретать как можно более тяжеловесные автомобили. С точки зрения перевозок, для бизнеса они более удобны и выгодны. Так и появились на наших транспортных магистралях «убийцы дорог» общей массой более 60 тонн. В России налажена продажа тягачей, типа ТОНАР, его грузоподъемность 45 тонн, а тягач американский 400 - 500 лошадиных сил. Представьте себе, что это такое для наших дорог, которые 18-20 лет назад построены под 6 тонн на ось...

Кстати, соседние с Тверской области также вводят ограничения, причем даже более длительные, чем мы. Определенные ограничения вводятся и на федеральных трассах.

— Но ведь движение не закрывается полностью. То есть, купив пропуск, владелец автотранспорта может продолжать движение. От чего зависит стоимость пропуска и на какие цели планируется направить вырученные средства?

— Стоимость пропуска напрямую связана с грузоподъемностью транспорта и объемом перевозимых им грузов. Она варьируется от 2875 до 19 тысяч за разовые пропуска и от 17 до 113 тысяч рублей за пропуска, выдаваемые на весь период ограничения. Очевидно, что приобретение постоянных пропусков, действующих в течение всего периода ограничения для владельцев автотранспорта более выгодны в экономическом плане, чем разовые. Если говорить о конкретных суммах, то, учитывая интенсивность движения транспорта по тверским дорогам, платные пропуска могут принести в бюджет дорожного фонда порядка 14-15 миллионов рублей. Но хочу добавить, что такой результат возможен только при активном содействии ГИБДД и эффективной работе существующих семидесяти пяти постов проверки пропусков.

В обязательном порядке в постановлении администрации области прописаны категории грузов, для перевозки которых выдаются пропуска на безвозмездной основе. Это относится к перевозке людей, лекарств, почты, а также в случае ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, в рамках антикризисных мер в этом году были смягчены требования к ограничениям перевозок. Так, если в 2008 году ограничения вводились для автотранспорта с разрешенной массой от 8 тонн и выше, то теперь эта цифра составляет от 12 тонн и выше, то есть мы пошли на встречу малому и среднему бизнесу, в чьем распоряжении автомобили небольшой грузоподъемности.

Все собранные средства поступают в областной бюджет, где дальше и распределяются по статьям расходов. Для нас, для дорожников, главная цель – это ремонт дорожного полотна. Но, к сожалению, у нас обострилась еще одна проблема, на преодоление которой не предусмотрены средства в бюджете Дорожного фонда. Я имею в виду участившиеся случаи хищения. С дорог пропадают сотни дорожных знаков и ограждений. Особенно тревожно, когда это происходит там, где они крайне необходимы с точки зрения безопасности. Именно ограждения зачастую при гололедах предотвращают серьезные аварии, а значит, сохраняют человеческие жизни. Но почему-то вандалов это не беспокоит. Они просто приезжают, срезают знак или перила с моста, как это было недавно в Вышнем Волочке, и увозят. Куда и зачем, как правило, остается невыясненным, потому что раскрываемость этих преступлений катастрофически мала. При этом размер нанесенного ущерба исчисляется сотнями тысяч рублей, и компенсировать эти потери не удается.

Дороги иногда называют артериями жизни, а без надежных артерий будущее региона выглядит призрачным. Так что сохранить дорожную сеть – это наше общее дело. Очень хотелось бы, чтобы об этом помнили не только специалисты, но и рядовые пользователи дорог.

Иточник: "Бежецкая жизнь" № 12 от 10.04.2009г