Оценка людей - главный критерий эффективности программы «Доступная среда»

О проблемах и путях интеграции в современном обществе людей с ограниченными возможностями, о примерах реальной помощи инвалидам со стороны региональной власти, о деталях перспективного и востребованного проекта «Доступная среда» мы говорим сегодня с заместителем Председателя Правительства Тверской области СВЕТЛАНОЙ ВАЛЕНТИНОВНОЙ ВЕРЖБИЦКОЙ.

- Светлана Валентиновна, в последнее время заметно изменилась в лучшую сторону государственная политика по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья. С чем это связано? Какую роль в этом плане играет программа «Доступная среда»?

- Россия ратифицировала Конвенцию ООН о правах инвалидов. Меняется отношение к этой категории граждан. Думаю, в немалой степени это связано с тем, что в инвалидах увидели потенциал для развития общества. В России более 13 миллионов человек признаны инвалидами. В мире их - порядка 650 миллионов. Это - десятая часть населения. В Тверской области проживает около 124 тысяч инвалидов - 9,2% населения области. Цифры эти должны не пугать, а настраивать на серьезную работу. По опыту общения с инвалидами знаю: им нужна не жалость, а нормальные условия для полноценной жизни, для развития и самореализации.

С 2011 года в России действует государственная программа «Доступная среда», которая стала первым практическим шагом по реализации положений Конвенции ООН. В пилотном проекте Программы участвует и наша область. Нам необходимо отработать механизмы формирования безбарьерной среды и повышения доступности объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности маломобильных групп населения. К ним относятся не только инвалиды, но и пожилые люди, граждане, имеющие временные ограничения передвижения в связи с заболеванием или травмой, родители с детскими колясками, беременные женщины…

Как видим, реализация этой программы предполагает создание безопасных условий для многих социальных групп, так как всё, что делается удобным для инвалидов, будет крайне удобным и для всех остальных граждан.

Программа уже получила большой общественный резонанс. В прошлом году в ее рамках оборудовано 26 объектов, работы продолжаются и в этом году.

Требования доступности распространяются на здания, дороги, транспорт, медицинские, образовательные, социальные и культурно-спортивные учреждения. Общедоступными должны стать и информационные услуги.

При разработке программы на этот год за основу были взяты не теоретические рассуждения, а практические возможности и потребности людей. Причем, самое активное участие в этой работе принимали представители всех общественных организаций инвалидов.

Мы руководствовались следующими положениями:

- предшествующим опытом по созданию доступной среды, а также соответствующими полномочиями исполнительных органов государственной власти Тверской области, т.е. с учетом имеющихся правовых, организационных и финансовых ресурсов;

- рекомендациями Минздравсоцразвития России по реализации проекта Государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы», порядка и сроков ее исполнения;

- комплексным подходом к решению проблем маломобильных групп населения на основе межведомственной координации, с четким определением приоритетов и реальных возможностей создания условий беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, транспорта, связи, информации, а также доступа к реабилитационным и иным социальным услугам.

Общий объем финансирования Программы «Доступная среда» в 2012 году составляет более 763 миллионов рублей. В том числе: федеральный бюджет - 379 311540 рублей; консолидированный бюджет Тверской области –383 728340 рублей (областной бюджет – 308 077450 рублей плюс 75 650890 рублей – бюджеты муниципальных образований).

Программа носит комплексный характер и реализуется в 8 приоритетных сферах жизнедеятельности: в здравоохранении (13 объектов), в образовании (4 объекта), социальной защите (22 объекта), занятости (33 объекта), культуре (10 объектов), физической культуре и спорте (9 объектов), на транспорте, в информатизации и связи. В программе участвуют 12 муниципальных образований Тверской области. Предполагается привести в нормативное состояние в соответствии со СНиПАми, доадаптировать 103 объекта.

Проведена паспортизация всех приоритетных объектов. На основе паспортов разрабатывается электронная карта доступности. Идут аукционы, начаты строительно-монтажные работы на ряде объектов, закупается и устанавливается оборудование. В рамках мероприятий программы переоборудуются входные группы в здания, устанавливаются пандусы, поручни. Закупается медицинское оборудование, приспособленное для нужд инвалидов, средства реабилитации. С целью повышения информационных услуг осуществляется субтитрирование ТВ-программ, предоставляются сурдопереводческие услуги для глухих.

- Можно привести в пример муниципальные образования Тверской области, которые выступают в качестве своеобразных «маяков» для других?

- В этом году существенно расширена география участников программы. Если в 2011-ом в программе была задействована только Тверь, то теперь к ней присоединились Бологовский, Западнодвинский, Калязинский, Молоковский, Сандовский, Торопецкий районы; города - Торжок, Кимры, Торопец, Зубцов и ЗАТО Озерный. Сегодня в каждом муниципальном образовании приняты свои адаптированные программы по организации доступной среды. Я искренне благодарна главам муниципальных образований, которые взяли на себя, прямо скажем, непростые обязательства по созданию без барьерной среды на своих территориях. Но работа в этом направлении должна стать более системной, взаимодействие всех участников - более последовательным и прозрачным. Необходимо обеспечить общественный контроль, как за содержанием, так и за результатами реализации программы, чтобы у общества и власти было одинаковое представление о том, что же сделано.

- Вы говорили о том, что в разработке программы участвовали и сами инвалиды. А в ходе реализации программы они как-то задействованы?

- Конечно. Во-первых, по поручению Губернатора мы возобновили деятельность очень важного совещательного органа при Правительстве Тверской области - Координационного совета по вопросам социальной защиты инвалидов. Подчеркну особенность: в его составе - единицы чиновников. В основном представлены общественные организации, работающие с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, с семьями детей-инвалидов. Главная задача совета - координация деятельности и контроль в сфере формирования доступной среды.

Договорились на организационном заседании, что в этом году встречаться будем ежемесячно, так как очень важно не упустить ни один момент в проводимых в рамках программы действиях, корректировать их с учетом пожеланий людей, которые хорошо знают, что именно необходимо незрячему, слабослышащему, инвалиду на коляске...

Очередное, октябрьское, заседание Координационного совета прошло в выездном формате на базе областной клинической больницы. Областная больница и областная поликлиника участвуют в двух программах – «Модернизация здравоохранения» и «Доступная среда». Объем работ запланирован очень большой. И члены совета как раз и занимаются оценкой качества выполнения работ, эффективности вложения государственных средств по созданию условий доступа маломобильных групп к получению медицинских услуг.

В ноябре планируем выездное заседание, посвященное вопросам адаптации транспортной инфраструктуры. И еще один очень важный, на мой взгляд, аспект: все члены Координационного совета закреплены за объектами и контролируют ход исполнения работ. В следующем месяце договорились заслушать их отчеты перед тем, как я буду докладывать об итогах реализации программы в Москве на Координационном Совете при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации.

- Серьезным барьером для многих остается транспорт. Его необходимо менять. По плечу ли задача? Не так давно мы стали свидетелями вручения ПАТП -1 города Твери и учреждениям соцзащиты, физкультуры и спорта 12 единиц низкопольного, адаптированного к нуждам маломобильных групп населения, транспорта. Планируется ли еще закупка автобусов, троллейбусов?

- Задача непростая, и в одночасье ее не решить. Потребуется время. Вы совершенно правильно заметили - транспортной инфраструктуре в нашей программе уделено особое место. Важной задачей является приобретение низкопольного общественного городского транспорта, приспособленного к нуждам инвалидов, оснащенного специальными автоматическими выдвижными платформами для самостоятельного спуска и подъема человека на коляске. Уже поставлены 7 автобусов марки МАЗ -107, до конца декабря поступят еще 2 автобуса и 6 троллейбусов. Средства, сэкономленные в результате аукционов, также будут направлены на приобретение транспорта (ориентировочно 53,3 миллиона рублей, ватит на покупку 9 низкопольных автобусов). Автобусы и троллейбусы будут ходить в Твери по маршрутам, на которых сосредоточены основные объекты социального значения. Это маршруты 2-го троллейбуса, 20-го и 31-го автобусов. Предполагается также оснащение 210 единиц подвижного состава городского транспорта специальным оборудованием для инвалидов.

Будут приведены в нормативное состояние для нужд инвалидов 62 остановочных комплекса, 604 схода-съезда к пешеходным переходам, устроены 12 искусственных дорожных неровностей (лежачие полицейские), создано 50 парковочных мест для автомобилей инвалидов, установлены 2997 секций направляющих ограждений на пешеходных переходах.

33 единицы транспортных средств приобретаются для учреждений социальных отраслей. В том числе, для социальной защиты – 13, культуры – 9, образования – 2, спорта – 4, здравоохранения – 5.

В этом как раз и состоит комплексный подход к решению вопросов, направленных на формирование доступной для - инвалидов среды, который требуется в рамках государственной программы.

- Реализация в регионе государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» помогла выявить проблемы, которые препятствуют созданию доступной среды?

- Безусловно. Во-первых, мы увидели нежелание отдельных руководителей тратиться на создание условий доступности объекта. Хотя помощь маломобильным группам населения – задача, которую должны решать не только областные и муниципальные власти. Это - обязанность каждого руководителя и владельца производственного, торгового заведения или учреждения.

Во-вторых, участие в конкурсах на производство работ принимают не всегда добросовестные люди, которые путем снижения цены выигрывают аукционы, но к реализации работ относятся лишь как к способу заработать. И выполняют работы формально, а самое главное - некачественно. Порой работы по исполнению мероприятий программы осуществляются по излишне упрощенной схеме, без учета эстетики, а иногда и безопасности. Хорошо, что наши руководители учреждений вместе с общественниками вовремя пресекают подобные факты.

- Что будет с пандусами, которых наделали великое множество и которые в подавляющем большинстве не соответствуют ГОСТам и СНиПам и не отвечают элементарным требованиям безопасности?

- К сожалению, у нас так не только с пандусами происходит. Почему? Да потому что заказчики в таких случаях думают, как правило, не о людях, не о тех, ради кого все это делается, а о том, чтобы очередную галочку в отчете поставить, вовремя отрапортовать и деньги освоить. Вот и получается: пандусы, вместо того, чтобы помогать инвалиду, становятся угрозой подчас не только его здоровью, но и жизни.

Руководители наших учреждений и общественники-инвалиды выявляют нарушения, которые обязательно должны быть устранены подрядчиками и поставщиками оборудования. Например, мы столкнулись с тем, что в комплексные центры социального обслуживания Заволжского и Московского районов города Твери был поставлен транспорт, не отвечающий требованиям технического задания. Хорошо, что специалисты комплексных центров настояли на поставке нужных автомобилей, хотя поставщик по этому поводу выказывал явное недовольство. Так и надо всем работать: ответственность должна быть усилена, а затраты на исправление ошибок возложены непосредственно на исполнителей.

Еще один острый вопрос – о выделении парковочных мест для инвалидов у госучреждений, объектов здравоохранения и торговых точек, торговых центров, рынков и, главное, об обеспечении к ним доступа лиц с ограниченными возможностями. Последнее, кстати, относится к автомобилистам, не соблюдающим требования не занимать специально выделенные парковочные места. Так и хочется сказать: «Люди, будьте культурны!»

- Принимаемые на государственном уровне решения - это один, организационно-правовой, слой, но другой, более глубокий - отношения между инвалидами и здоровыми людьми. В этом плане что-то меняется, происходит сближение и разрушение барьеров?

- Я считаю, что многочисленные мероприятия на международном, российском и региональном уровне все больше дают понять, что инвалиды нуждаются не столько в благотворительности, сколько в разрушении тех барьеров, которые создает общество вокруг них.

Отношение меняется. Посмотрите на наших параолимпийцев, которые завоевывают очень высокие награды. Они показывают всем, что человек с ограниченными возможностями, если он активно участвует в жизни общества, и если ему предоставляются правильные средства реабилитации, способен сломить барьеры и стереотипы, заставить общество понять, что инвалиды - такие же люди, как и все.

Пример наших параолимпийцев вызывает и у других инвалидов стремление занять достойное место в обществе. Исчезает иждивенческая позиция, они стремятся получать хорошее образование, найти интересное дело, преуспевать в жизни. Скоро пройдет очередной, уже второй по счету, региональный фестиваль творчества инвалидов «Путь к успеху». Обязательно поприсутствуйте. Увидите, насколько талантливы и активны эти люди.

Особо хочу отметить, что в прошедшем году пристальное внимание было уделено вопросам преодоления информационных и психологических барьеров. Информационные кампании посредством «живого» общения организовывались в Центрах социальной реабилитации детей-инвалидов и Комплексных центрах социального обслуживания населения.

За два года действия программы «Доступная среда» организованы и проведены серьезные мероприятия, направленные на активизацию усилий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных структур, средств массовой информации по преодолению информационных барьеров, по объективному и позитивному отражению проблем инвалидности и инвалидов. Немало сделано для развития активной жизненной позиции граждан с ограниченными возможностями здоровья. Проводились социологические опросы инвалидов, членов их семей, общественных структур и специалистов. Отлично зарекомендовала себя социальная акция «Мы равные – мы, как все». В сентябре в рамках областного плана мероприятий Фондом социального страхования совместно с Министерством социальной защиты населения была организована первая региональная выставка реабилитационного оборудования, в рамках которой были продемонстрированы различные вспомогательные технические средства для инвалидов.

- Что вы будете считать для себя главным итогом пилотного проекта программы?

- Главное - чтобы человек с инвалидностью мог как можно быстрее интегрироваться в окружающую среду.

К положительным моментам можно отнести то, что отработана новая технология организации работы и взаимодействия всех участников создания доступной среды. Возникло понимание, что проблемами инвалидов должны заниматься не только структуры социальной защиты населения. Например, в регионе осуществляется программа строительства и реконструкции дорог. И в ней тоже должно быть учтено, что по этим дорогам перемещаются и инвалиды на колясках, и слабовидящие, и слабослышащие. Необходимо уже на стадии технического задания требовать соблюдения моментов доступности дорог.

Ну а главным критерием эффективности программы должна стать, считаю, оценка самих граждан. Ведь кто лучше них может определить степень доступности того или иного объекта, той или иной услуги?

У меня есть твердая уверенность в том, что уже сложившаяся практика общественной экспертизы дополнительный импульс даст ходу выполнения нашей Программы.

- Спасибо за интервью.

- И Вам спасибо за то, что доводите информацию до жителей Тверской области, за Ваши вопросы и внимание к проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья. Желаю всем успехов и здоровья!

Источник: "Бежецкая жизнь"