Чистая география

Выставка фотографий Николая Погорелова «На островах Сампагиты» открылась в лекционном зале Тверского городского музейно-выставочного центра. В конце минувшего года автор выставки вместе с супругой художником-графиком Людмилой Юга в составе большой группы российских художников при поддержке культурно-просветительского центра «Орден», Министерства иностранных дел России, посольства нашей страны на Филиппинах и центра АСЕАН при МГИМО совершили творческое путешествие на Филиппины.

Художественные путешествия в экзотические страны, такие, как Бали или Индонезия, для Николая Погорелова начались два года назад в Китае на отдыхе хайнань. Вместе с Людмилой Юга они органично влились в группу художников из Бюро творческих экспедиций, возглавляемого Владимиром Анисимовым, и с тех пор побывали в ряде стран. С результатом этих поездок тверитяне могли познакомиться на выставках, которые устраивались в музейно-выставочном центре, где наряду с живописными, графическими работами и произведениями декоративно-прикладного искусства экспонировались и фотографии Николая Погорелова. На открывшейся выставке представлены только фотографии – художники, ездившие на Филиппины, сейчас превращают этюды, написанные на островах, в полноценные картины, на что необходимо время, которое не требует фотография.

На вернисаже Николай Погорелов рассказал, что в отличие от художников, которым подолгу приходилось мучиться в духоте, ему на Филиппинах приходилось проще: искусство фотографии, особенно современное, – это искусство мгновенное. Скажем, академик Российской академии художеств Рустам Яушев и его дочь Ольга начали писать портрет филиппинской танцовщицы днем, а отпустили свою модель далеко заполночь, а Николай Погорелов «подглядел» за работой художников, в результате получился очень характерный снимок, передающий атмосферу и дух экспедиции.

Художники, приезжая в страны юго-восточной Азии, прежде всего, конечно, обращают внимание на нравы их обитателей, на местные культуру и быт. За двадцать один день пребывания на Филиппинах, на островах Бохол, Себу, Минданао, городах Виган, Дапитан, Балер, Тагайтай Николай Погорелов сделал более десяти тысяч снимков. Естественно, даже при огромном желании в небольшом пространстве лекционного зала их было бы не разместить – в экспозицию вошли самые показательные снимки. Городские, морские и индустриальные пейзажи, жанровые сцены, портреты – вот лишь немногое, что можно увидеть на выставке. Одно из самых почетных мест здесь занимает «портрет» сампагиты – цветка, утвержденного в качестве национального филиппинского символа, гирляндами, венками и ожерельями из которого на островах встречают дорогих гостей, используют его в различных культурных и религиозных церемониях. Сампагита, рассказал Владимир Анисимов, считается цветком чистоты, верности и любви. С этим жасмином связана легенда о том, как во время одной из войн юноша, отправляясь на поле брани, поклялся юной дочери правителя в верности: «сампа гита» – «клянусь тебе». Жених не вернулся, девушка умерла, не выдержав разлуки. А на ее могиле выросли прекрасные цветы – сампагита – с нежным ароматом. Красивая легенда! Да и снимки, выставленные Николаем Погореловым, можно оценить одним словом – красота.

Неподвижные, по выражению Владимира Анисимова, «мясистые» облака, которые так удобно рисовать (вероятно, потому, что они «не разлетаются»); двойные радуги (на Филиппинах других не возникает); характерные лица филиппинцев, которые очень любят петь, причем поют все, начиная от народных песен до песен «Битлз»: Филиппины, испытав множество влияний, восприняли едва ли не все культурные новшества, привнесенные извне; судна, суденышки и другие средства передвижения – местные жители постоянно ездят по своим делам с острова на остров. Есть на выставке одна фотография. На ней мужчины в одинаковой одежде, с весьма одухотворенными лицами, стоя на коленях, что-то поют. Какой-то праздник? Нет. Оказывается, этот снимок Николай Погорелов сделал… в тюрьме.

Зрителю на выставке предоставлена полная свобода, прежде всего в интерпретации сюжетов, потому как традиционной подсказки в виде этикетки с названиями работ здесь нет, так что экспозиция «На островах Сампагиты» приобретает не только художественный, но и естественнонаучный смысл, поскольку представляет не только фотографию, но и географию в ее чистом виде. Автор выставки и приглашает зрителя совершить чрезвычайно занятное путешествие, и подвигает его заглянуть в специальные справочники. Хотя бы для того, чтобы выяснить, что Филиппинам, как части Малайского архипелага, состоящего более чем из 7100 островов, принадлежат самые крупные из них, в том числе Себу и Минданао, где Николай Погорелов побывал с фотоаппаратом.

Источник: "Тверская жизнь"