Житель Кашина прошел под парусом более 40 тысяч миль

Трудно сказать, почему юношу из небольшого шахтерского городка так тянуло к морю, которое он и видел разве только на репродукции картины Айвазовского, висевшей над кроватью. Но уже в 15 лет он твердо решил: буду капитаном.

Решено – сделано. И вот спустя семь лет, в 1980 году, Александр Николаевич Тихонов, выпускник Одесского высшего инженерного морского училища, отправляется на Дальний Восток – в Камчатское морское пароходство. Здесь он 5 лет работает старшим электромехаником, затем становится старшим преподавателем Петропавловск-Камчатского мореходного училища (сейчас Камчатский государственный технический университет). Два года довелось Тихонову поработать в должности капитана петропавловского Моррыбпорта. 

Жизнь распорядилась так, что сейчас он вдали от моря – вместе с семьей живет в Кашине, работает на ликероводочном заводе главным энергетиком. Но мыслями он всегда там, за Уральскими горами, на не тихих просторах Тихого океана. Ведь, как известно, сердце моряка принадлежит не столько семье, сколько морю. 

*  *  *

Будете на Камчатке, пройдитесь по каменистому берегу Авачинской бухты у подножия Никольской сопки. Здесь всегда пахнет морской свежестью, йодом и выброшенными на прибрежную полосу водорослями. У батареи Максутова сверните наверх и, перейдя сопку, спуститесь к морскому рыбному порту. Два с половиной века назад отсюда отправились на поиски Северной Америки и достигли их пакетботы «Святой Петр» и «Святой Павел», ведомые Витусом Берингом и Алексеем Чириковым.

Именно с этого места каждое лето Александр Тихонов, поднимая белоснежные паруса крейсерской яхты «Авача», отправлялся в очередной переход по пути, которым ходили наши предки – через Тихий океан и Берингово море на Алеутские острова и Аляску. 
Стоит отметить, что «Авача» – крейсер не из комфортабельных. Ни элементарных удобств, ни даже примитивной электроники. 

Но именно на этом борте Александр Николаевич, яхтенный капитан международного класса, мастер спорта СССР по парусному спорту, организовал семь международных экспедиций. Во время одной из них на острове Лисянского – маленьком необитаемом кусочке суши в Тихом океане – был установлен мемориал. «Памяти моряков, отдавших труд свой: во славу Бога, во имя жизни, ради любви. Экипажу «Невы» экипаж яхты «Авача» 2008» – гласит надпись на нем. 

Хобби Тихонова сблизило людей двух стран – СССР и США. При его участии Петропавловск-Камчатский и Уналашка (штат Аляска) в 1990 году стали городами-побратимами. На деревянном судне было пройдено почти 40 тысяч морских миль, и, если бы не тайфун под суровым названием Рекс (от. лат. царь), кто знает, какие приключения ожидали бы экипаж «Авачи». 

В полдень 7 сентября 1998 года экипаж «Авачи» в северной части Tихого океана боролся за жизнь. Это был заключительный день трехлетней экспедиции. 

Идея перехода принадлежала капитану «Авачи», и посвятил он его 300-летию основания Российского флота. Как известно, в 1698 году Петр I приплыл из Санкт-Петербурга в Англию, дабы научиться строить корабли и создать флот. Ответственные лица в городской администрации ломали голову относительно того, как отметить эту дату. Александр Тихонов предложил парусную экспедицию. Начальство сказало «да», и летом 1996 года «Авача» пришла из Петропавловска в Джуно сквозь один из сильнейших штормов. Потом экипаж самолетом вернулся домой. Следующим летом они прошли от Джуно до Сиэтла. Третья и заключительная фаза экспедиции – из Сиэтла назад в Петропавловск. «Авача» должна была посетить порты Астория, Эврека, Сан-Франциско, большую часть Гавайских островов, атоллы Лисянского, Мидуэй и – домой. Но никто не ожидал того, что готовил им океан.

*  *  *

В пятницу, 28 августа, яхта отошла от пирса. Поставили грот и покинули гавань. «Авача» мягко скользила по слегка колеблющейся воде – теплый и солнечный день. Скоро земля осталась позади. Александр Тихонов предсказал хороший норд-норд-ост и отрапортовал «полный вперед».

В субботу, 29-го, ветер сменился на северо-восточный, стрелка барометра потихоньку поползла вниз. «Авача» шла со скоростью 10 узлов. Полночь. Наступила капитанская вахта. Небо было ясное: никаких облаков, только звезды. Это – любимое время капитана Тихонова, то самое время, когда ведешь яхту «по звезде», почти не глядя на маленький мерцающий компас, тихое время – как раз помечтать о смысле жизни.

Каждое утро встречало экипаж множеством радуг. Вечерние закаты были просто невероятны. Кучевые облака во всех направлениях изменяли свой блеск оттенками от розового до темно-фиолетового. Яхтсмены наблюдали даже волшебный «зеленый луч», когда солнце садилось к горизонту.

В субботу, 5-го, погода и облачность изменились. Моряки знали, что это циклон, но не особо волновались. Обычно циклоны в этой части Tихого океана следуют близко к камчатскому побережью на север Берингова моря. Капитан выбрал маршрут так, чтобы избежать их. Но яхта была все еще в 700 милях от берегов Камчатского полуострова.

Воскресная ночь длилась особенно долго. Ветер усиливался, стрелка барометра падала. На рассвете, в понедельник, 7 сентября, спокойное море, которое экипаж видел несколькими днями раньше, изменилось на громадные массы серых волн. Шел сильный дождь, и зловещие горы высотой под 40 – 50 футов прокатывались по палубе.

«Авача» за свои 18 лет видала много штормов, но чтоб такое... Штормы в Беринговом море при всем их коварстве не дают волны выше, чем шестидесятифутовая мачта яхты. Тайфуны же в западной части Tихого океана зарождаются в Японии и достигают невероятной высоты способные смыть КАМАЗ с берега в одно мгновение. Здесь – едва ли не самые высокие волны в мире.

Одна из них накрыла «Авачу» с кормы. Нос сильно зарылся в воду. Затем яхту развернуло лагом к волне и ветру, опрокинуло на правый борт. Сломалась мачта. К счастью, «Авача» тут же выпрямилась. Чтобы поставить лодку по волне, запустили дизель. Старпом с капитаном вытянули из воды тяжелую еловую мачту и закрепили ее на палубе. 

Александр Тихонов перенес сигнальные ракеты в более доступное место, чтоб всегда были под руками. Определились по GPS, а потом оценили повреждения. Выяснилось, что стационарная газовая плита больше не работает, что спутниковую антенну, установленную на корме, вырвало при оверкиле. Люк кормового отсека – больше не люк. И все же «Авача» с ее экипажем были в хорошей форме. Позже многие говорили, что именно спокойствие и хладнокровие капитана помогли пройти через тот кризис.

Неожиданно раздался звук самолета. Это была береговая охрана США, самолет которой базировался на Алеутских островах. Офицер береговой охраны проинформировал, что приблизительно в двух часах хода от местоположения яхты идет контейнеровоз и что это немецкое судно, единственное в районе, согласилось изменить курс и подобрать экипаж.

Предстояло принять непростое решение. На судне не было крана, способного поднять яхту на борт. Вначале капитан сказал, что он останется с «Авачей». Но это был единственный шанс для спасения, в районе не было других судов, и к тому же подходил еще тайфун. Экипаж должен был оставить «Авачу»... Жизнь дороже. 

Спустя пару часов подошел стальной контейнеровоз. Деревянную «Авачу», как щепку, швыряло на его борт. Весь экипаж, стоя на немецком судне, видел, как Тихонов, едва сдерживая слезы, сказал «Аваче» «прости», в последний раз закрыл люк и поднялся на борт...

Все наблюдали, как лодка, которая честно служила 18 лет, была оставлена. «Авача» медленно дрейфовала, пока совсем не скрылась из виду. Для любого капитана это один из самых тяжелых моментов в жизни. Удивительная эра американо-российских яхтенных контактов заканчивалась…

Возможно, «Авача» все еще на плаву в Северной Пасифике, медленно движется назад к штату Аляска. Одинокий странник... Хочется верить, что они когда-нибудь встретятся. Ведь капитан Тихонов каждый раз, когда оказывается на яхтах, вглядывается в горизонт, надеясь увидеть родную «Авачу».

Источник: "Тверская Жизнь"