Как не перейти дорогу на тот свет?

Брянское «видео» потрясло всю страну: женщина взвивается над капотом мчащейся машины, ребенок отброшен в сторону. Это финал. Но за секунду до этого бесстрастная техника запечатлела, как мать, благополучно миновав большую часть пешеходного перехода, вдруг ускоряет шаг и отворачивает голову от последних опасных метров пути. Суд вынесет наказание блондинке за рулем, превысившей скорость. Но, Боже, куда мы спешим, да еще с ребенком?

Каждый раз, ступив на проезжую часть, даже на зеленый, любой оказывается в зоне повышенного риска. Начальник отдела организационно-аналитической работы и пропаганды безопасности дорожного движения управления ГИБДД по Тверской области Денис Черных назвал количество ДТП с участием пешеходов за прошедшие 9 месяцев. В 367 ДТП погибло 52 человека, 336 – ранено. Самое страшное, что 64 случая произошли прямо на пешеходном переходе. Оборваны жизни 6 человек, 59 – ранено.

Мой собеседник признался, что хотя пешеходом он бывает нечасто, но на переходе всегда соблюдает железное правило: начинает движение, только убедившись, что все машины перед ним остановились. Ведь ситуации бывают разные: у машины отказали тормоза, водитель находится в алкогольном или наркотическом опьянении, у него внезапный инфаркт, инсульт, в конце концов, это может быть погоня.

Между тем, как отмечают психологи, разбирающие отдельные случаи ДТП, пешеходы склонны излишне доверять водителям на переходах. Они не контролируют взглядом машины, уверены, что водители их отлично видят.

Правда, статистика принесла и отрадную весть: в последнее время народ стал реже попадать в беду на переходах. За эти 9 месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество таких ДТП снизилось на 13,5%. По мнению Дениса Черных, здесь, конечно же, сыграли свою роль проведенные акции ГИБДД, более жесткие штрафы. Теперь, будь добр, выложи из кармана не сотенную бумажку, как раньше, а 800–1000 рублей. Логично и для нарушителей-пешеходов увеличить штраф, считает он. Ведь нередко именно они становятся виновниками дорожных происшествий. К тому же все больше наших соотечественников выбирают импортные автомобили, например описание nissan juke сообщает о высокой степени защиты пешеходов.

Опытные осторожные водители больше всего боятся таких «чертей из табакерки», которые внезапно выскакивают на проезжую часть, да еще в неположенном месте. Особенно непредсказуемыми бывают дети. Не забуду разговор с девятилетним Колей в областной детской больнице, где его выхаживали со сложными переломами. Про свое участие в ДТП он рассказывал так: «Мне надо было быстро, я, когда увидел много машин, зажмурил глаза и побежал, мы так с папой иногда делали». Про таких пап, мам и даже бабушек (иногда очень проворных на дороге) автоинспекторы могут многое рассказать. Своим дурным примером взрослые закладывают настоящую «бомбу» под судьбу любимого чада.

Если проанализировать происшествия с участием пешеходов за последние дни октября, то можно заметить, что немало таких случаев приходится на темное время суток. Нередко, особенно в сельской местности, люди идут по краю проезжей части, думая, что в свете фар их фигуры хорошо заметны (что на самом деле бывает не всегда). Или переходят дорогу в полной уверенности, что до автомобиля еще далеко.

– Опасная иллюзия, – говорит Денис Черных. – В ночи человека часто подводит глазомер, тем более когда расстояние отсчитывается от светящихся фар. Несколько «громких» ДТП как раз и было связано с недооценкой ситуации на ночной дороге. Есть золотое правило для пешехода: увидел приближающиеся огни, не начинай движение, пропусти автомобиль. То есть будь в несколько раз осторожнее, чем днем.

Задаю моему собеседнику вопрос:

– Говорят, что, по статистике, опытные водители чаще «давят» пешеходов, чем неопытные, со стажем вождения до трех лет. Это как, от самоуверенности?

– Не верьте таким выводам, – заявляет Денис Черных. – Водительский опыт – это ценный фактор безопасности движения. Умалять его не стоит. А вот по автомобилистам со стажем вождения до трех лет у нас есть интересная статистика: за 9 месяцев количество ДТП с участием этой категории снизилось на 18%.

Пешеходы такому известию должны обрадоваться. Ведь кого мы больше всего боимся на дороге? Неопытного водителя, часто к тому же самоуверенного, не имеющего понятия о культуре вождения. Таких нынче развелось немало. Что же с ними случилось, что они меньше стали попадать в ДТП?

В первую очередь, как отметил Денис Черных, повысилось качество обучения в автошколах. Это факт, который сегодня отрицать никто не будет. К тому же в целях профилактики ДТП с участием молодых водителей два раза в месяц проводится мероприятие «Учебный автомобиль». Как показывает практика, контроль над таким транспортным средством совершенно не лишний, потому что постоянно выявляются нарушения: от неиспользования ремней безопасности, выключенного ближнего света фар до более грубых. Да и ужесточение штрафов сыграло свою роль. Хоть и говорят, что «карательные методы» себя почти исчерпали, – это не так.

И все-таки страшно, что, несмотря на радужные моменты в статистике, люди на дорогах продолжают гибнуть. Каждый день собирает свой скорбный урожай. Считается, в авиакатастрофе всегда задействованы три фактора: человек, среда, машина. В ДТП они те же самые. Средой выступает дорога. Чтобы не терять так много человеческих жизней, она требует немалых вложений. Аналитики говорят о том, что муниципалитетам придется потратиться не только на светофоры, но и на строительство пешеходных ограждений, потому что эта мера позволит сохранить жизнь многим пешеходам. Дорога для них уже не будет доступна, как раньше, в любом месте. Но это при условии, что будет достаточное количество оборудованных пешеходных переходов.

В известном водительском слогане «Кто водит безопасно, тот и живет прекрасно» можно без труда заменить глагол «водит» на «ходит». Смысл тот же. Важно то, что мы вкладываем в понятие собственной безопасности за те секунды, когда переходим дорогу. Ведь ставка высока.

Источник: "Тверская Жизнь"