Роль родителей в формировании личности подростка

В уголовно-исполнительной инспекции № 6 состоялось собрание несовершеннолетних, осужденных к мерам наказания, не связанным с изоляцией от общества и их родителей. Собрание проходило с участием заместителя Бежецкого межрайонного прокурора Е.А. Сабель, помощника прокурора Е.В. Григорьевой, врача нарколога Г.А. Кучерявой и сотрудников ПДН ОВД по Бежецкому району.

Темой встречи стала «Роль родителей в формировании личности подростка. Ответственность несовершеннолетних за совершение повторных преступлений. Влияние алкоголя на организм подростка».

В особом внимании и контроле нуждаются несовершеннолетние условно осужденные. К ним, как правило, ранее уже применялись различные меры воздействия, которые не дали положительных результатов. При работе с ними важно учитывать социальные, психологические и психофизиологические особенности их личности.

Подростковый возраст – возраст, когда формируются моральные основы, социальные установки, вырабатывается отношение к различным моральным и правовым запретам, ведется поиск пределов допустимого поведения.

На формирование системы нравственных ценностей несовершенно-летних влияют не только общество в целом, школа, но и непосредственное окружение подростков-семья.

С сожалением приходится признать, что семья может морально, нравственно искалечить подростка. Некоторые родители забывают, что, кроме прав, у них есть много обязанностей. На их плечах лежит огромная ответственность перед обществом за то, какого гражданина они воспитают.

Ребята из неблагополучных семей предоставлены сами себе, потому нередко совершают преступления либо становятся объектами преступлений.

Они оказываются вне сферы воспитания и образования и требуют более пристального внимания.

Молодой человек в том возрасте, когда его позиция и жизненная ориентация недостаточно устойчива, склонен действовать спонтанно, необдуманно и недальновидно. Долг родителей - позаботиться о том, чтобы он не совершил проступков, которые трудно или невозможно исправить, ибо они его могут привести на ту дорогу, с которой он уже сам не сумеет свернуть.

Примерно каждый второй несовершеннолетний осужденный совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения. Задача родителей - не допускать употребления подростками спиртных напитков, даже слабоалкогольных и пива. Известно, детский алкоголизм практически неизлечим! Необходимо в полной мере осуществлять контроль за детьми, особенно в вечернее время (так называемый «комендантский час»).

Почему-то бытует мнение, что условное наказание назначается как бы не всерьёз: мол, попался только в первый раз, гуляй пока. Однако ещё никто не отменял истинного назначения испытательного срока: дать возможность человеку перевоспитаться.

Каждый родитель обязан знать, с кем общается его подросток, на что он тратит карманные деньги. Очень важно привлечь подростка к труду. Сотрудники УИИ особое внимание уделяют летней занятости несовершеннолетних. С этой целью 28.05.2011 г. ребята участвовали в ярмарке вакансий, которая проходила в ЦЗН г. Бежецка. Также помощь в трудоустройстве на летний период оказывает отдел молодёжи администрации Бежецкого района.

Эффективная работа с несовершеннолетними требует от сотрудников УИИ знаний психологических основ поведения и искреннего интереса к жизни подростков, создания условий для реализации их способностей. Для этого сотруднику необходимо иметь полную информацию не только о воспитуемом, но и о его родителях или опекунах, родственниках, друзьях и других окружающих его лицах. В этих целях инспекторами УИИ осуществляются проверки по месту жительства несовершеннолетних условно осужденных, изучение взаимоотношений в семье, проводятся беседы с родителями или лицами, их замещающими. Так как именно от родителей в большей степени зависит, каким вырастет ребёнок, каким он войдёт во взрослую жизнь.

Важно также помнить, что самое большое влияние на формирование личности ребёнка оказывают реальные поступки и поведение родителей, а не слова и нравоучения.

И хотелось бы закончить стихотворением, ещё раз подтверждающим это:

Чем проповедь выслушивать,
Мне лучше бы взглянуть.
И лучше проводить меня,
Чем указать мне путь.
Глаза умнее слуха,
Поймут всё без труда.
Слова порой запутаны,
Пример же – никогда.
Тот лучший проповедник,
Кто веру в жизнь провёл.
Добро увидеть в действии –
Вот лучшая из школ.

Источник: "Бежецкая жизнь"