«Андреевские звезды»: продолжение

«Имя Андреева – как русский национальный гимн.
Услышав его, каждый русский должен встать».
В.А. Гаврилин

Давно отзвучали последние аккорды открывшегося 16 января 2011 года в Бежецке I Международного фестиваля «АНДРЕЕВСКИЕ ЗВЁЗДЫ», посвящённого 150-летию со дня рождения Василия Васильевича Андреева. После этого знаменательного события осталось много впечатлений и вопросов, с которыми не могу не поделиться как председатель Организационного комитета по проведению фестиваля в течение юбилейного года в России и за рубежом.

Во время подготовки фестиваля один молодой человек недоуменно спросил меня: «А зачем они все сюда едут и что им всем тут надо, в этом Бежецке? Здесь что, мёдом намазано?» Я был ошеломлён этими вопросами настолько, что у меня тогда не нашлось слов, чтобы что–то вразумительное ответить моему собеседнику… В нашей суетной жизни некоторые люди, находясь в непосредственной близости с очень большим и значимым, просто не в состоянии разглядеть это неординарное явление, а тем более осознать его и оценить. «Благодаря незадачливому молодому человеку» у меня, в свою очередь, появилась исключительная возможность в дальнейшем своём повествовании продолжить такую же серию «недоуменных вопросов», о реальном существовании которых, скорее всего, мой собеседник, наверное, и не догадывался. Зачем же, в таком случае, «они все сюда ехали» в автобусах, в которых и спали–то сидя, из Москвы до Бежецка и обратно, в течение четырнадцати часов, чтобы на родине В.В. Андреева быть всего–то часов десять? Зачем до того, чтобы просто сесть в автобус, многие сначала добирались до Москвы из Харькова, Минска, Воронежа, а кто–то и до самого Бежецка из Ярославля, Твери, Архангельска, Санкт–Петербурга, да и ещё за свои собственные деньги? Непонятно, для чего прилетевшие из Лондона англичане проделали десятичасовой путь только в одну сторону? Для чего это вдруг, с позиции, быть может, некоторой нашей «особо продвинутой молодёжи» в направлении заокеанской поверхностно–наносной субкультуры, этим почему–то «несовременным и чудаковатым представителям туманного Альбиона» понадобилось профессиональное обучение игре на балалайке, основательное ознакомление с нашей национальной культурой, имеющей древние коренные традиции, и изучение русского языка? Зачем они, «эти странные иностранцы», трепетно хранят всё то, что связано с Андреевским Великорусским оркестром, и почему они до сих пор не только помнят, но и превосходно исполняют произведения из репертуара, с которым оркестр триумфально выступил у них в Англии ещё в 1909 году? Почему всем «звёздам» гала – концерта, выступившим бесплатно, Организационный комитет фестиваля предоставил возможность на исполнение на бежецкой сцене в среднем только по два концертных номера? Для какой цели Андрей Горбачёв, который, в буквальном смысле слова, напросился приехать на фестиваль и принять участие в нём хотя бы ему одному, без поранившей руку пианистки ансамбля «КЛАССИК – ДУЭТ» Татьяны Ханиновой, и почему же он, в таком случае, потрясающе исполнивший соло на балалайке всего лишь одно произведение «Вариации П. Нечепоренко на тему 24 каприса Н. Паганини», сразу после своего выступления сел в такси, затем в электричку, чтобы успеть на поезд, увозящий его в тот же день из Москвы уже на другие гастрольные концерты? Почему белорусы, потеряв с 31 декабря на 1 января, безвременно ушедшего из жизни прекрасного бас–гитариста Николая Абрамовича, отказались от участия в торжественной церемонии вручения национальных премий Республики Беларусь, преодолели все препоны новых законов выезда за границу, но уже в новом составе, всё-таки приехали в Бежецк? Список «недоуменных вопросов» можно было бы продолжать и далее, но теперь у меня есть и ответы.

У поэта Э.А. Асадова есть очень точные слова:

В любых делах при максимуме сложностей
Подход к проблеме всё–таки один:
Желанье – это множество возможностей,
А нежеланье – множество причин.

«Андреевские звёзды», следуя принципам В.В. Андреева, доказали всем нам не только своим творчеством, но и искренней преданностью избранному в своей жизни делу, что не стоит останавливаться ни перед какими трудностями и испытаниями судьбы в достижении благородной цели. На бежецкой земле собрались Истинные Звёзды, принесшие с собой Негасимый Свет Великого Мастера, который таким образом в свой юбилей вновь подарил Бесценный Дар – Праздник национально–инструментальной музыки своим землякам!

Бежецкий Верх, Бежецкая пятина, древнерусский город (Городецко) Бежецк – сюда издревле из разных мест находившегося в центре Великорусского государства бежали люди со всем Святым, что было в их душе - с Верой, Надеждой и Любовью - в поисках лучшей доли и защиты у Бога! Верхневолжская Земля, откуда есть и пошла Земля Русская - Исток нашей национальной истории и культуры, где зародилось мирное взаимодействие и слияние Великих народов: славянского, финно-угорского и тюркского – Исток Российской Цивилизации, насчитывающий семь культурных слоёв. Исток Великих рек: Волги, Днепра и Западной Двины. Единственное место на планете Земля, откуда проистекают Воды во все четыре стороны! Святая Земля - Самим Господом Богом, Помазанная Великими Водами и Осенённая Великим Крестом от Балтии до Каспия и от Чёрного до Белого морей! Вот почему стремятся сюда люди - на эту Богом избранную Землю - и далее будут всегда идти и ехать из разных городов нашей страны, а также ближних и дальних государств, чтобы иметь возможность прикоснуться к Истоку Великой Российской истории и культуры!

...Славится в Отечестве нашем Бежецкая Земля, потому что здесь есть свой Собор Бежецкого Верха, общепризнанный Русской Православной Церковью и насчитывающий 27 Святых, и с которой связаны великие, выдающиеся и известные учёные и видные государственные деятели, поэты и писатели, художники и музыканты, внесшие своей деятельностью значительный вклад не только в российскую, но и мировую культуру: Л.Н. Гумилёв, А.А. Аракчеев, М.И. Хилков, А.С. Паскин, К.Н. Батюшков, Ф.Н. Глинка, декабристы братья А., М., Н., П. Бестужевы, П.А. Плетнёв, Н.С. Гумилёв, А.А. Ахматова, В.Я. Шишков, А.В. Тыранов, П.П. Чистяков, А.Н. Самохвалов, А.Г. Кирсанов, М.И. Кузнецов, В.С. Попов, В.И. Флейшман, А.П. Иванов, В.В. Андреев и многие другие, жившие и ныне живущие на этой Древнерусской Земле.

Здесь буквально во всём, словно Свыше данные и притягивающие к себе семь магических букв старославянского алфавита, в которых Есть - Слова – Аз – Буки – Веди – Глаголь – Добро: Андреев Василий Васильевич родился в 1861 году в городе Бежецке Бежецкого уезда, на улице Большой (дом № 15), отец Андреев Василий Андреевич, мать Андреева (Веселаго) Софья Михайловна. Впервые Василий Андреев услышал игру на Балалайке - тверской чернавке, в 1883 Году в исполнении работника Антипа Васильева в своём имении Сельце Марьино–Андреевское Вышневолоцкого уезда. Василий Андреев в то время готовил активно себя к карьере Драматического Актёра. В Доме Аптекаря Петра Андреевича Байера (дом № 64), где Василий Васильевич Андреев родился уже как личность, ставшая всем нам известной, после Встречи в 1884 году со знатным Бежецким помещиком Александром Степановичем Паскиным, Вдохновившим его на путь Совершенствования русских музыкальных инструментов, Виртуозом игры на Балалайке. Играл А.С. Паскин на Балалайке работы Бежецкого мастера–краснодеревщика Антонова, который также Великолепно играл на этом инструменте. В.В. Андреев, как и А.С. Паскин, заказывает Балалайку у Бежецкого мастера Антонова. С этой Бежецкой Балалайкой и Своей Виртуозной игрой Андреев убеждает известного петербургского Скрипичного мастера Владимира Васильевича Иванова изготовить Балалайку. В 1885 году Балалайка Андреевского образца (усовершенствованная по чертежам В.В. Андреева) была изготовлена мастером В.В. Ивановым, ставшая впоследствии национальным Символом России и Всему миру известной Русской Балалайкой, а прообразом её стала именно Бежецкая Балалайка работы мастера Антонова. Город Бежецк – Родина Русской Балалайки, где увековечено имя В.В. Андреева в названии в 1986 году Детской музыкальной школы и мемориального музея, в 1990 году - переулка. Город Бежецк, где Сегодня Есть и Другая Детская музыкальная школа русского инструментального искусства, и Два Бежецких оркестра русских музыкальных инструментов, и где изготовляет Бежецкие Балалайки уже Другой талантливый мастер – художник Александр Иванович Волков. Город Бежецк – Благодатная Земля, где зародился в 1989 году Праздник «Бежецкая Балалайка» в честь 105 – летней Годовщины, посвящённой знаменательной Встрече В.В. Андреева с А.С. Паскиным. С 1990 года Праздник «Бежецкая Балалайка» стал Фестивалем областного уровня, а в 1992 году - уже международного. Далее Фестиваль «Бежецкая Балалайка» по инициативе Бежечан был переименован в Фестиваль «Андреевские Дни», также созданный по их инициативе и теперь Ежегодно проходящий не только в Бежецке, но и в других городах Тверской области: Вышний Волочёк, Бологое, Удомля, Тверь, непосредственно связанных с жизнедеятельностью В.В. Андреева, и проходящего как местного, областного, российского, так и международного уровня. В 2001 году в Бежецке, Впервые за Всю историю народного инструментального искусства, был установлен памятник и открыты мемориальные доски, посвящённые Василию Васильевичу Андрееву, работы тверского Скульптора Евгения Андреевича Антонова. В Городе Вышний Волочёк, и В Вышневолоцком уезде В.В. Андреев Выступал Сам как Виртуоз игры на Балалайке и Гармонике, а также вместе с кружком любителей игры на Балалайках в 1885, 1888, 1895 годах, а перед смертью Василия Васильевича, но по его предварительной договорённости, в 1918 году состоялось выступление его Главного Детища - Андреевского Великорусского оркестра. В.В. Андреев руководил творческой мастерской в Сельце Марьино–Андреевское Вышневолоцкого уезда, в ней были произведены на Свет усовершенствованные русские музыкальные инструменты: Балалайка, Домра, Гусли, Брёлка, Свирель, жалейка и ударные инструменты, что позволило в 1896 году Создать I Великорусский оркестр и тем самым заложить основы в Становление жанра русского музыкально–инструментального искусства, о чём повествует памятная мемориальная доска, открытая в 2008 году в Городе Вышний Волочёк и посвящённая основоположнику жанра В.В. Андрееву. В Городе Бежецке в 2011 году открылся I Международный Фестиваль «Андреевские звёзды» в честь 150–летия со Дня рождения Василия Васильевича Андреева – Великого музыканта, просветителя и патриота России!

Именно отсюда берёт своё начало Исток профессиональной родины для всех, кто связал свою жизнь с русским музыкально–инструментальным жанром, для тех, кто играет на русских музыкальных инструментах, кто изготавливает их и кто сочиняет для них музыку. Историческая Родина их профессии и Исток их национальной культуры. Все музыканты–народники, так уж сложилось, отсюда родом – с этой улицы Большой, что находится в городе Бежецке, благодаря жизнедеятельности Василия Васильевича Андреева на славной бежецкой земле!

Каждый из участников фестиваля не только был благодарен предоставленной возможности, но и посчитал для себя за большую честь быть в знаменательный День рождения Мастера на его родине! Здесь они не только возложили цветы к его памятнику и к дому семьи Андреевых, но и получили уникальную возможность пообщаться посредством своего музыкально–исполнительского искусства с земляками В.В. Андреева - с понимающим и благодарным зрителем, у которого есть не только ум, но и сердце, и душа – в ком есть Бог! От всех артистов гала–концерта низкий вам земной поклон, дорогие бежечане, пришедшие на Праздник русской музыкально – инструментальной музыки и дарившие свой горячий, радушный приём, с бурными овациями, цветами, и восторженными возгласами «браво»! Гала–концерт, длившийся свыше четырёх часов, – это не просто концерт, где артисты выступали перед зрителями, но также и перед своими коллегами, которых много лет не видели, или перед теми из них, кого ранее не знали, а также это возможность не только общения, но и возможность своеобразного состязания между музыкантами.

Очень хочется верить в то, что, прочитав эти строки, молодое поколение бежечан будет более бережно относиться, с чувством здорового патриотизма и уважения, к прошлому своего славного края и надеяться на то, что в их сознании никогда не будут возникать «недоуменные вопросы», относящиеся к истории и культуре их малой родины. Да и всем нам, россиянам, надо научиться просто уважать себя, а если этого не будет, то в таком случае, кто же нас будет уважать? А уважать нас есть за что. За то, что следует каждому из нас в себе ценить и дорожить всем, что присуще только нам, и более никому на этом свете – Нашей Неповторимой Самобытной Национальной Культурой! Оттого, как мы все вместе это сохраним и в себе, и вокруг себя - в этом и будет заключаться наше реальное будущее, произрастающее из нашего прошлого. Это Древо нашей истории и культуры, которое нам оберегать, растить и передавать в надёжные и знающие руки следующих поколений – в этом, в нас самих, и заключается реальная сила нашей Великой России!

I Международный Фестиваль «АНДРЕЕВСКИЕ ЗВЁЗДЫ» получил своё рождение в Бежецке благодаря поддержке Министерства культуры Российской Федерации при участии Государственного Академического Русского Народного Ансамбля «РОССИЯ» имени Л.Г. Зыкиной, Государственного Академического Русского Концертного Оркестра «БОЯН»; Министерства культуры Республики Беларусь при участии «Ансамбля солистов Белорусской Государственной Филармонии под управлением И. Иванова»; администрации Бежецкого района, Дирекции Международного Фестиваля «АНДРЕЕВСКИЕ ЗВЁЗДЫ»; дирекции Районного центра народного творчества и досуга «АСО» и всех артистов, принявших участие в I Международном Фестивале «АНДРЕЕВСКИЕ ЗВЁЗДЫ», на родине воистину Великого Бежечанина - Василия Васильевича Андреева!

Источник: "Бежецкая жизнь"