Андрей Епишин: «В студенческие годы всегда боялся проспать на первую пару!»

Есть в январе день, окрашенный каким-то радостным, почти весенним настроением. Это Татьянин день – праздник всех студентов. День, когда каждый, кто носил великое звание студиоза, с особой теплотой вспоминает всю прелесть студенческих лет.

Какими были студенты конца 80-х-начала 90-х годов? Как современному студенту стать успешным человеком? Об этом мы побеседовали с председателем Законодательного Собрания Тверской области Андреем Епишиным.

- Андрей Николаевич, с чем у вас ассоциируется 25 января - Татьянин день?

- Естественно, с днем российского студенчества, праздником беззаботной молодости, с замечательным студенческим прошлым и с покровительницей студенчества – Святой великомученицей Татьяной. Сразу вспоминаешь, что студенческие годы - это самое лучшее время, потому что сессия сдана и впереди каникулы, которые разительно отличались от школьных. Если говорить об истории праздника, то 25 января - день подписания императрицей Елизаветой Петровной указа об открытии в Москве первого университета. И выбран он не случайно. Проект представлял граф Шувалов, который захотел сделать подарок своей матушке – Татьяне Петровне в день ее именин. Интересен факт: праздник связан с тремя женщинами сразу - святой великомученицей Татьяной, подписавшей указ императрицей и графиней Татьяной Шуваловой. Этот праздник отменял все различия, как возрастные, так и сословные. И богатые, и бедные ощущали себя согражданами «ученой республики», что замечательно.

- Часто ли вспоминаете свои студенческие годы? Какими они были?

- На удивление часто. Тому есть несколько причин. Во-первых, по роду своей деятельности мне приходится много общаться с руководством вузов, с профессорско-преподавательским составом, со студентами. Кроме того, со многими из однокурсников я постоянно общаюсь: как в жизни, так и по работе. Такой тесный контакт, дружба, сохраненная со студенческой скамьи, – это большая удача и одно из самых ценных приобретений в жизни. В этом смысле мне повезло, и свое студенчество я всегда вспоминаю с особенной теплотой.

Я закончил Московский физико-технический институт по специальности «Прикладная математика и физика». Обучение было очень сложным. Уже на первом курсе один из преподавателей сказал нам такую фразу: «Поступить в наш вуз значительно проще, чем в нем учиться». В справедливости этих слов я убедился при подготовке к первой же сессии.

- На картошку гоняли, когда «работники умственного труда помогали колхозникам собирать урожай»?

- Конечно! Хотя в нашем институте картофельная эпопея длилась не месяц, как чаще всего бывало в других вузах, а не более двух недель. Коллектив был в основном мужской, так что работали с огоньком – в день делали две, а то и три нормы. К тому же тем, кто выполнял повышенную норму, «трудовой семестр» сокращали на неделю. То есть, стимул работать много и добросовестно был задан изначально, что, безусловно, способствовало эффективности труда. Причем, денег нам не платили, а питание было самим простым: никаких борщей и макарон. Полбатона белого хлеба и какао или чай. Впрочем, для поддержания «боевого духа» вполне хватало.

- А что значила известная поговорка «от сессии до сессии живут студенты весело» для студента физтеха Андрея Епишина? Только ли весело? У вас «хвосты» были?

- Приходилось очень много заниматься. А веселье - в основном на каникулах. Хотя студенческая жизнь, безусловно, была интересной. Если говорить о «хвостах» то, насколько помню, у меня их не было. В нашем вузе практиковалась система постоянного контроля знаний студентов. На протяжении семестра нужно было писать по несколько контрольных, лабораторных и прочих проверочных работ и заданий. Постоянно приходилось готовиться к ним. То есть, волей-неволей, но хорошие знания получали все.

- Списывали на экзаменах?

- Бывало, конечно. Любой студент, что называется, не без греха. Впрочем, на физике списывать было бесполезно, тем более что разрешалось пользоваться всеми учебниками. Просто если не понимаешь, что списываешь, то не решишь задачу. Итог – несданный экзамен. Так что нужно было учить, разбираться в теме досконально.

- Отмечали ли на вашем курсе Татьянин день?

- В наше время это было не принято. Тем более что он приходился на каникулы – к 25 января завершалась сессия, и все разъезжались. А вот окончание сессии, конечно, отмечали. Святое для студента дело. Впрочем, сейчас, как мне кажется, у студентов больше возможностей устроить праздник.

- Каким студентом вы были?

- Очень ответственным. Несмотря на свободное посещение лекций, я этой свободой пользовался крайне редко. Предпочитал не пропускать. Кстати, у нас была еще и общественная работа (ею занимались практически все студенты), за которую выставлялись специальные баллы. Они влияли на выплату стипендии – даже троечник мог рассчитывать на стипендию, имея определенное количество общественных баллов. На факультете был и свой стройотряд (я был командиром). Стройотрядовское движение сейчас возрождается, и я считаю, что это правильно.

- Но все-таки, наверное, не учебой единой? Припомните какой-то интересный случай из своей студенческой жизни.

- Забавных случаев было много. Начиная с первого курса, мы каждую весну ходили в горы – на неделю-две. Однажды ездили на Эльбрус - кататься на лыжах. Естественно, занятия прогуливали. Каково же было наше удивление, когда мы встретили на подъемнике преподавателя, который в это время должен был читать нашей группе лекции в Москве. Ну, ничего, поздоровались - как будто так и надо.

- На ваш взгляд, нынешние студенты сильно отличаются от студенчества вашего поколения?

- Думаю, да. И школы, и вузы – все меняется. Развитие – это нормально. Мы ведь тоже были непохожи на тех, кто учился до нас. У современных студентов больше возможностей в плане организации отдыха. Изменилось и отношение к учебе – оно стало более прагматичным. Сейчас много платных вузов, почти на каждом факультете есть платные группы. Когда учился я, были более равные условия, стартовые возможности. Мы больше полагались в учебе на себя. Зато сейчас студенты сразу знают, чего хотят, в какой сфере будут работать, как применят полученные знания. В то же время многие из них вынуждены параллельно учиться и работать, заниматься бизнесом. Естественно, если раньше все замыкалось внутри вуза и коллектива, способствуя укреплению студенческого братства, то сейчас такого сплочения, как было у нас, уже нет.

- Ваши пожелания студентам?

- Получить хорошее базовое образование. Быть активными. Принимать участие в общественной жизни вуза, стремиться войти в органы студенческого самоуправления, в молодежные парламенты. Это очень важно – научиться не просто получать знания, но и использовать их, стать востребованным, успешным, открытым для общества. Вуз – это хороший старт, возможность для раскрытия личности, ее потенциала. Успехов вам на этом старте!

Источник: "Бежецкая жизнь"