Государству нужны здоровые, образованные граждане

Политика администрации Тверской области, как и Правительства России в целом, - социально ориентирована. В первую очередь она нацелена на решение проблем в сфере здравоохранения и образования населения, поскольку государству нужны здоровые, образованные граждане.

Многое удалось решить в ходе реализации национальных приоритетных проектов – поднять престиж профессий медицинских работников и учителей, оснастить современным оборудованием больницы и школы, построить новые замечательные центры здоровья, такие как областной клинический перинатальный центр имени Бакуниной.

Совершенствование систем медицинского обслуживания и образования продолжится и в будущем году. И, пожалуй, наиболее сложными участками этой работы являются сельские районы, куда новые технологии, новые методики и новые специалисты приходят, к сожалению, медленнее.

О том, как приблизить к жителям села необходимые услуги, как на деле решаются в районах вопросы развития двух наиболее социально важных направлений - здравоохранения и образования - наш разговор с заместителем губернатора Тверской области О.И. Пищулиной.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

- Ольга Ивановна! Районные больницы испытывают серьезную нехватку современного оборудования для диагностики сердечно-сосудистых заболеваний. Нет специализированных отделений. Что предпринимается для решения этой проблемы губернской властью?

- К сожалению, в нашей области высок уровень заболеваемости и смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Эта тенденция наметилась не сейчас, а гораздо раньше, несколько десятилетий назад. Причин много: это и старение населения, и нехватка врачей и оборудования, и многое другое.

В решении проблемы вижу два важнейших аспекта. Первый – очевидный: деятельность власти и медиков. В долгосрочную целевую программу «Развитие здравоохранения Тверской области на 2009-2011 годы» включена новая подпрограмма «Совершенствование оказания медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями» с объемом финансирования в 111 миллионов рублей. Плюс финансовые средства федерального бюджета – более 236 миллионов рублей.

В результате в Твери, Вышнем Волочке, Ржеве на базе районных учреждений здравоохранения сейчас организуются первичные сосудистые отделения. Подготавливаются помещения, закупается и устанавливается медицинское оборудование, готовятся кадры, разрабатываются стандарты оказания медицинской помощи. Даже не подготавливаются, а фактически уже подготовлены. Остались последние штрихи: завершение работ по вентиляции, электроснабжению, водоотведению, пожарной сигнализации. Уже закуплено современное медицинское оборудование: комплекты для оснащения палат интенсивной терапии, аппарат ультразвуковой диагностики, оборудование для палат ранней реабилитации, установлен и функционирует компьютерный томограф. Немаловажно, что и персонал прошел соответствующее обучение. Подчеркну: не формальное, а полноценное. Так что случаев, когда оборудование простаивает, не будет. Контроль со стороны областной власти за этим будет очень жестким.

Разумеется, реализация столь масштабного проекта подразумевает некую цель. Она есть. Это – обеспечить выживание более 85% больных с инсультом в течение первого месяца заболевания, через 3 месяца – обретение полной физической независимости. Понятно, что сухая цифра не может отразить в полной мере значимость проблемы. Но за ней – тысячи спасенных жизней тверитян.

- Ваше видение укрепления кадрами сельского здравоохранения? Врачей узких специальностей не хватает даже в областном центре. Оправдывает ли себя система целевых направлений? Существует ли областная программа по привлечению врачей в муниципальные образования области?

- Вопрос очень важный, можно сказать, системообразующий для всей тверской медицины. Сегодня в лечебно-профилактических учреждениях области работает 6358 врачей и 11822 средних медицинских работников. С одной стороны – наша область обеспечена специалистами не хуже, чем в целом по России. Однако, в такой сфере, как здоровье населения, на «среднюю температуру по больнице» ориентироваться нельзя. Речь ведь не о станках и машинах идет – о людях.

Что мы видим? Количество специалистов в стационарных отделениях – то есть, в больницах, – выше, чем необходимо по нормативам. А в поликлиниках, наоборот, ниже. Но ведь всем понятно, что болезнь надо лечить в зародыше, а не доводить до клинической стадии. Значит, надо перераспределить нагрузки: часть врачей, работающих в стационарах, перевести для работы в поликлиническую сеть. Что и будет осуществлено в процессе модернизации здравоохранения.

Что касается узких специалистов, то их штатная численность зависит от обслуживаемого населения. Это – данность. Высокопрофессиональный специалист едва ли согласится работать на 0,25 или 0,5 ставки в малочисленном районе. Поэтому сегодня первичную помощь по таким специальностям как офтальмология, отоларингология, неврология, эндокринология и т.д. берут на себя врачи общей практики. При необходимости более детального осмотра пациента или при возникновении сложных случаев есть возможность направить пациентов в межрайонные центры, созданные при крупных ЦРБ. Высококвалифицированную помощь можно получить и в областной клинической больнице, где имеется полный объем специалистов. Понимаю, что хотелось бы, чтобы в каждой сельской больнице был полный набор специалистов, но это – недостижимая мечта. Поэтому наша задача – обеспечить доступность врачебной помощи любого уровня для каждого жителя области. И она решается.

Чтобы привлечь специалистов для работы в поликлиниках, в нашей области установлены региональные надбавки стимулирующего характера отдельным категориям специалистов (врачам общей врачебной практики, кардиологам). Очень важную роль играет и целевая подготовка. Ежегодно в Тверскую государственную медицинскую академию по целевому направлению поступают 80 - 85 человек из муниципальных образований нашей области, из них возвращаются процентов 70 -75. А ведь раньше – лет пятнадцать назад – и пять-десять человек в муниципальные образования калачом было не заманить. Да и «калача» того не было. Сегодня же в большинстве районов Тверской области молодые специалисты получают муниципальное жилье или финансовые средства на приобретение квартиры или частного дома. Больницы оснащаются современным оборудованием, не хуже чем в областном центре. Так что и работать есть на чём.

Кроме того, не стоит забывать, что в Тверскую область прибывают по программе переселения из стран СНГ врачи и средний медперсонал. Они получают работу в центральных районных больницах и обеспечиваются служебным жильем. Наибольшее число специалистов прибывает в такие районы как Конаковский, Торжокский, Торопецкий, Старицкий, Бежецкий, Сонковский, Жарковский.

- Каковы перспективы развития системы здравоохранения в малонаселенных районах? Почему одну и ту же медицинскую услугу, например УЗИ, можно получить бесплатно по очереди, а платно – в любое время?

- Отвечу по пунктам. Первое. Как я уже говорила, наполнить штат каждой сельской больницы и поликлиники всеми необходимыми специалистами просто нереально. И это не только в России – во всем мире. Поэтому для малонаселенных районов приоритетным является приближение первичной медико-санитарной помощи к населению за счет развития сети офисов врачей общей практики. То есть: врач общей практики, который сегодня под рукой имеет всё необходимое оборудование и технику, может и должен лечить неопасные основные болезни, предотвращать осложнения, а также выявлять на начальном этапе угрозу возникновения серьезных заболеваний. После чего больной направляется на лечение в оснащенную клинику. И отправляется вовремя.

Важным также является акцент на профилактическую медицину, развитие патронажных форм обслуживания на дому, создание отделений неотложной помощи при поликлиниках центральных районных больниц. Также предусматривается развитие подразделений, обеспечивающих экстренную медицинскую помощь и диагностику, функциональное их соединение со службой «скорой помощи».

А теперь по второму пункту вопроса. О платных услугах. Четко заявляю: за плату оказываются только те услуги, которые не указаны в перечне территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Либо, если сам человек желает соответствующую услугу оплатить. Именно желает, а не, по мнению конкретного врача, может.

И еще: оказание платных услуг должно осуществляться только в свободное от основной работы время. Диагностические исследования на платной основе, в том числе ультразвуковое исследование, можно получить в специально выделенные для платного приема часы. Или в специально организованных для платного приема кабинетах, в которых, как правило, очередей не бывает. И уж тем более недопустимо, если аппарат УЗИ работает только, что называется, «за деньги». С каждым таким случаем будем разбираться. Обращайтесь в администрацию области в общественную приемную по телефону (4822) 34-32-43.

И последнее. Скорая медицинская помощь всем гражданам оказывается бесплатно. Без исключений.

- Когда возобновится продажа лекарственных средств непосредственно в сельских ФАПах? Почему возникают трудности с приобретением лекарств льготными категориями граждан, например диабетиками?

- С 1 сентября 2010 года уже вступил в силу Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств», разрешающий розничную продажу лекарств медицинскими работниками в сельских учреждениях здравоохранения - на фельдшерско-акушерских пунктах (ФАП), в офисах врачей общей практики. Продажа лекарственных средств будет осуществляться в 26 сельских амбулаториях, 51 офисе врача общей практики и 509 ФАПах уже с начала будущего года.

В настоящее время во многих муниципальных образованиях (Конаковский, Кимрский, Старицкий, Рамешковский, Кашинский, Осташковский, Калининский и другие районы) реализация медикаментов сельскому населению осуществляется медиками по договорам доставки с аптечным учреждением.

Теперь о льготных лекарствах. Я так понимаю, что речь идет о бесплатном лекарственном обеспечении региональных льготников, не имеющих группу инвалидности и получающих препараты за счет средств областного бюджета. Да, проблема есть. Медикаментами, в основном, обеспечиваются люди, страдающие тяжелыми, социальнозначимыми заболеваниями, средняя стоимость лечения которых очень высока (от нескольких тысяч до сотен тысяч рублей на одного больного в год). Как вы понимаете, в результате, обеспечить всех нуждающихся бесплатными лекарствами возможностей нет.

Схожая ситуация и с препаратами для диабетиков. До 85% средств, выделенных на закупку сахароснижающих препаратов, приоритетно расходуется на препараты инсулина (44,53 млн. руб. - 2009 г., 49,47 млн. руб. – 2010г.). По поручению губернатора Тверской области предусмотрено создание резервного запаса сахароснижающих средств из расчета 10% от общей потребности в противодиабетических препаратах. Будет произведена детальная выверка регистров больных сахарным диабетом, усилен контроль и установлена персональная ответственность должностных лиц за организацию лекарственного обеспечения больных на всех уровнях. Потребность в инсулине в общем-то покрывается. А вот лекарств в таблетках не хватает. Что делать? Только одно: ежегодно увеличивать финансирование льготного лекарственного обеспечения. Что мы и делаем. В будущем году объем средств на эти цели по сравнению с нынешним годом возрастет почти на 20 миллионов рублей и составит 245 млн. руб.

И еще одно. Пользуясь случаем, обращаюсь ко всем жителям области. Уважаемые земляки! Каждый из вас должен понимать: отказ от социального пакета в пользу денежной компенсации федеральными льготниками делает невозможным получение бесплатных лекарств за счет средств областного бюджета. То есть, компенсацию вы получите однократно, а получать бесплатные лекарства не сможете целый год. Это – требование закона. Так что, подумайте , как следует, прежде чем отказаться от льгот.

- Ольга Ивановна, в начале нашего разговора о здравоохранении Вы упомянули о двух важнейших аспектах в сфере охраны здоровья человека. Первый Вы назвали - усилия власти и медиков. А - второй?

- Сегодня очень важны не только усилия, предпринимаемые «сверху». Важно, чтобы ответственность за свой образ жизни осознал каждый конкретный человек. Иначе — все реализуемые меры не будут иметь достаточного эффекта, действуя отдельно от своего главного объекта, - человека. То есть, сами люди должны начать полноценно заботиться о своем здоровье. Во всех аспектах – начиная от обязательного прохождения диспансеризации, регулярных занятий спортом, правильного питания до отказа от вредных привычек. И здесь я очень надеюсь на помощь средств массовой информации и, в первую очередь, районных газет, как самых близких, самых уважаемых СМИ для населения. Ваше слово, коллеги, очень важно и весомо сегодня.

ОБРАЗОВАНИЕ

- Количество бюджетных мест в высших учебных заведениях области, например в ТГУ, значительно сократилось. Получается, что специалистом с высшим образованием можно стать только при наличии богатых родителей. Как быть, если ты умный, талантливый, но бедный?

- Извините, но с логикой Вашего вопроса согласиться не могу. Я лично не вижу никаких препон для молодых людей. Сейчас прием осуществляется на конкурсной основе, на основании результатов ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим специальностям. В связи с этим выпускники имеют равные возможности для поступления в учебные заведения профессионального образования любого уровня. И у умного и талантливого молодого человека баллы вряд ли будут низкими. Так что, каждый волен выбрать свой путь – главное не ошибиться.

Есть и еще одно направление: контрактная целевая подготовка специалистов, когда предприятие или организация направляют молодого человека на обучение, оплачивают его, а потом предоставляют специалисту место в своей фирме. Частично это позволяет решать и проблему трудоустройства. Ежегодно администрация Тверской области заключает с образовательными учреждениями высшего профессионального образования более 100 контрактов на подготовку специалистов по различным отраслям.

- Ольга Ивановна! Но вопрос о трудоустройстве молодежи по-прежнему остается актуальным. Работодатели предпочитают брать людей с опытом. Где же ему взяться у молодых специалистов – выпускников ВУЗов, ССУзов, ПУ?

- Так обстоит дело далеко не везде. Напротив, как мне известно, многие новые предприятия предпочитают брать именно молодежь, как людей, наиболее способных и готовых к обучению.

Разумеется, это – не стихийный процесс. Сегодня в Тверской области активно развивается система социального партнерства образовательных учреждений с предприятиями и организациями региона. Ежегодно более 500 предприятий и организаций различных форм собственности заключают договоры на подготовку кадров по востребованным профессиям. Предприятия - партнеры охотно берут обучающихся к себе на практику, тем самым, давая ребятам первоначальные навыки профессии. А затем – и устраивают молодых людей у себя на постоянной основе.

К тому же, введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения позволяет работодателям напрямую участвовать в образовательном процессе, проводя экспертизу учебных планов. С 1 сентября этого года в 11 пилотных образовательных учреждениях уже началась апробация программ по новым стандартам.

Ну а те, кто получает начальное профессиональное образование, имеют возможность приобретать трудовой опыт уже в процессе обучения. Ярким примером тому может служить тверской профессиональный лицей № 48, который организовал на своей базе учебный гостиничный комплекс. В нем ребята имеют возможность набираться опыта. Выпускники этого лицея выходят в жизнь, имея все необходимые практические навыки работы по профессии.

- Как скажется на работе наших сельских школ и дошкольных учреждений предполагаемое Министерством образования и науки сокращение педагогических кадров?

- Понимаю, Вы имеете в виду недавнее заявление министра образования и науки Андрея Фурсенко относительно того, что на сегодняшний день в школах России на 200 тысяч учителей больше, чем нужно, и что эту ситуацию надо менять. На мой взгляд, стараниями отдельных федеральных СМИ
оно понято не совсем верно.

Как мне кажется, имелось в виду следующее. По данным статистики, количество школьников за последние 10 лет снизилось почти в два раза, количество учителей - примерно в 1,5 раза. Это значит, что на каждого учителя сейчас приходится меньше учеников, чем в 90-е годы: тогда было в среднем по 15 учеников, теперь по 9-10.

И уж конечно, речь не идет о том, чтобы взять и прямо сейчас уволить 200 тысяч учителей. Речь идет об установлении разумного соотношения. Так что, в любом случае одномоментного сокращения кадров не будет.

- Тверская область успешно осуществляет проект «Наша новая школа», во многих учебных заведениях созданы информационные центры, кабинеты здоровья. Как все это сказывается на росте интеллекта и укреплении здоровья подрастающего поколения?

- Поправлю вас: не во многих, а во всех школах. «Кабинеты здоровья» - это координационные центры формирования здорового образа жизни школьников. Они последовательно прививают детям позитивное и ответственное отношение к своему здоровью.

В «Кабинетах здоровья» не говорят о том, что вредно, например, курить, пить, употреблять наркотики. Здесь рассказывают о том, почему полезно заниматься физкультурой, употреблять качественные свежие продукты, правильно чистить зубы, делать гимнастику для глаз, следить за осанкой и т.д. Таким образом, ребенку дают устойчивую позитивную установку: «Я здоров, поэтому успешен!». Причем, занятия проводятся не только для учеников, но и для родителей, педагогов. Мамы и папы в кабинетах здоровья могут получить консультации различных специалистов по вопросам организации правильного режима и питания школьников, узнать способы эффективной подготовки к экзаменам, познакомиться с психологией и поведенческими особенностями подростков. Для учителей проводятся тренинги по борьбе со стрессом, ведутся консультации специалистов по вопросам изучения интересов и потребностей современной молодежи.

Еще один проект – «Создание сети информационных центров базовых школ Тверской области» – реализуется в рамках комплексного проекта модернизации образования. В 2007 году наш регион имел невысокие стартовые показатели по материально-технической базе. Тестирование выпускников 9-х классов показало, что их уровень ИКТ-компетентности - «ниже базового». Плохо? Конечно, плохо, потому что молодой человек с таким уровнем информационно-коммуникационной компетентности вряд ли станет успешным в современном информационном обществе. Поэтому сейчас в наших школах проходит процесс интеграции информационных центров в образовательный процесс. Это позволяет обеспечить переход обучения на качественно новый уровень, формировать у ребят навыки социальной компетентности, самостоятельной работы с информацией. То есть, современное образование обязательно подразумевает навыки общения с компьютером на «ты» – без этого никуда!

- Идти в ногу с техническим и технологическим прогрессом, конечно, необходимо. Но каким образом, скажем, будет осуществлен пропагандируемый сейчас переход на электронные дневники учащихся, если только 10 % населения имеет компьютеры?

- Полагаю, всё же Вы приуменьшаете этот показатель. По различным данным независимых исследований, в России его стоит увеличить минимум вдвое. Понятно, что есть разделение на мегаполисы и малые города, села, деревни, но тот факт, что уровень компьютеризации растет очень быстро, не может подвергаться сомнению. Я сама очень часто бываю в районах области, и вижу, что количество компьютерных клубов, где дети могли поиграть в популярные игрушки, серьезно сократилось. Причина одна: у многих детей компьютеры появились дома. Да и я сама, кстати, в последнее время активно пользуюсь ЭВМ: и для делового общения по электронной почте, и для того, чтобы быть в курсе важнейших мировых и российских новостей.

Что касается электронных дневников, то действительно, с 2012 года для школьников России они будут обязательными. В настоящее время в эту программу включилось около 10% школ Тверской области.

Предвижу вопрос – зачем это нужно? На мой взгляд – для того, чтобы сделать процесс образования независимым и открытым. Электронные дневники и журналы во многом похожи на обычные, только смотреть их теперь можно из любой точки мира, в которой есть интернет. Чтобы увидеть картину успеваемости своего ребенка, родителям достаточно зайти на сайт школы, где для электронного дневника отведена соответствующая страничка.

Кстати, родители, учителя и школьники в электронном дневнике тоже имеют по странице. У каждой - свой пароль: зайти пообщаться можно, что-то исправить — нет. Двойку из электронного дневника уже не удалишь. Не утаишь от родителей и прогулы, и замечания. Это, возможно, не всех ребят обрадует – но зато подстегнет лучше учиться.

Кроме того, прямая связь с учителями, информация об оценках, библиотека, новости школы и расписание занятий доступны для родителей в любое время. Это дает возможность быть в курсе всех достижений и промахов своего ребенка в учебе и спорте, в соревнованиях и олимпиадах. А также – оперативно узнавать все новости о школьных мероприятиях, о предстоящих контрольных работах и экзаменах. Информацию об успеваемости своих детей, пропусках занятий родители могут по желанию получать и на мобильные телефоны с помощью sms-сообщений. Если компьютеры есть не у всех, то телефон имеет практически каждый.

С применением новых технологий процесс обучения становится прозрачным и понятным, что значительно влияет на мотивацию учащихся и, как следствие, повышает качество образования.

- В результате успешного претворения в жизнь демографического проекта количество маленьких жителей области за последние годы значите льно выросло. А вот количеством ест в дошкольных учреждениях, наоборот, значительно сократилось. Почему не состыковываются цифры прироста населения с количеством мест в детских садах и яслях? Что конкре тно сейчас делается для удовлетворения потребности в дошкольных учреждениях?

- Давайте разделим проблему на две составляющих. Рост рождаемости и снижение смертности начались в середине 2000-х годов. Впервые - за 40 с лишним лет. А сокращение мест в детсадах случилось в середине 90-х годов прошлого века, во время хронических невыплат зарплат и пенсий, «размывания» кадров, не всегда дальновидной политики органов местного самоуправления. Сейчас мы восстанавливаем утраченное.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» предоставление дошкольного образования отнесено к полномочиям местных органов. Но понятно, что пускать вопрос на самотек нельзя: необходимы четкий контроль и не менее четкая координация. Поэтому сейчас во всех муниципальных образованиях разработаны и реализуются соответствующие программы, которые, в свою очередь, коррелируются с программой региональной.

В результате совместных действий администрации Тверской области и муниципальных образований за 2007-2009 годы введено 3205 дополнительных мест за счет внутренних резервов образовательных учреждений. То есть, первый шаг – остановка роста очередей – выполнен успешно. Настала очередь второго шага: ликвидация имеющейся очереди. План 2010 года - ввод 1925 дополнительных мест.

Есть распространенное заблуждение, на которое порой ссылаются чиновники на местах в муниципалитетах, сочиняя очередные отписки на письма родителей: дескать, рады бы, да помещений подходящих нет. Так вот: нами уже проведен мониторинг по непрофильному использованию дошкольных учреждений в муниципальных образованиях. Выявлены 37 зданий бывших дошкольных учреждений, которые будут возвращены в образовательную сеть в 2010-2012 годах. А чиновникам – авторам отписок - могу посоветовать одно: больше заниматься непосредственно работой, иначе сочинительство подобных опусов может привести очень скоро «на вольные хлеба». Вопрос находится на личном контроле губернатора Д.В. Зеленина.

Кроме возврат а перепрофилированных дошкольных учреждений планируется вернуть более 100 групп (2000 мест), используемых не по назначению. В резерве - 64 группы (1280 мест) в основном, на селе. На базе школ предусмотрено разместить дошкольные группы на 1765 мест. Намечен ввод 630 мест в новых ст роящихся дет ских садах. Таким образом, дополнительно будет введено 6653 места, что позволит снять социальную напряженность в области.

- Большое спасибо, Ольга Ивановна, за интересную беседу и исчерпывающие ответы!

Источник: "Бежецкая жизнь"