Бюджет - это инструмент управления территорией

Месяц назад газета "Бежецкий вестник" опубликовала интервью с главой городского поселения - г. Бежецк С.А. Платоновым на тему «Актуализация кадастровой стоимости земли», где было подробно освещено, как изыскиваются возможности оптимального решения при установлении ставок земельного налога. Сегодня речь пойдет о городском бюджете, но не для специалистов в этом вопросе, а для среднестатистического бежечанина.

- Сергей Александрович, поясните, пожалуйста, что представляет собой бюджет?

- Бюджет – это план денежных доходов и расходов города на определенный период, например, на год. Доходная и расходная части бюджета содержат указания на источники поступления и направления расхода средств. Превышение расходной части над доходной означает дефицит бюджета. Превышение доходов над расходами образует положительный остаток бюджета. Вот вкратце, что такое бюджет.

- Как формируется муниципальный бюджет?

- Бюджет, как и все вопросы, требует финансирования. Нет смысла затрагивать в нашей беседе трансферты – они как приходят, так и уходят. Я буду говорить о собственных доходах. Так вот, по собственным доходам на 2009 год бюджет составляет 38 миллионов рублей. Эта цифра для лучшего понимания округлена, как и все дальнейшие. Расходы – 42 миллиона, то есть, налицо недостаточность средств. Как правило, это часто бывает. В такой ситуации все надеются на лучшее, так как 38 миллионов – это не план, а прогноз, он может качнуться и в минус, и в плюс. Вот из этих соображений и принимается дефицитный бюджет. Это один вариант формирования бюджета. Есть и другой – взять кредит на недостающую сумму. Но здесь проблема в том, что погасить эту сумму необходимо в этом же году, поэтому на разницу вышеупомянутых цифр взятие кредита не повлияет. Третий вариант – какие-то работы или услуги получить в долг, а эту «дырку» закрыть бюджетом следующего года. В этом случае надо быть великим оптимистом, чтобы думать, что в следующем году будет такая ситуация, которая нам позволит покрыть расходы не только следующего года, но и текущего. Такой вариант оправдан только тогда, когда для него есть какие-то мощные предпосылки.

На 1 мая ситуация складывается следующим образом. Если этот год будет продолжаться так же, как он течет первые 4 месяца, то, с учетом этого, мы в бюджет получим на 2 миллиона больше, чем ожидалось, то есть, вместо 38 доход составит 40 миллионов рублей. Но все равно нам этого пока недостаточно - этот плюс не покрывает дефицит.

- Из чего сложился плюс в 2 миллиона?

- У нас несколько источников поступлений, и самые главные из них – это налог на доходы физических лиц и земельный налог. Они в своей совокупности намного опережают все остальные, которые в меньшей степени влияют на бюджет. По оценке, сделанной на 1 мая, недобор по налогам на доходы физических лиц ожидается 5 миллионов рублей. Это плохо. Но, поскольку кадастровая стоимость земли увеличилась, увеличились и поступления по земельному налогу, примерно, на 7 миллионов рублей, то есть, не добирая 5, мы набираем 7. И вот эта разница в 2 миллиона и выливается в итоговый плюс для бюджета. Но мы ведь весь этот год обсуждаем ситуацию с земельным налогом в плане снижения налоговой ставки. Подробно на этой теме я недавно останавливался в интервью «Поиск оптимального решения, или Точки над i будут расставлены», опубликованном в вашей газете в № 20 от 28 мая-3 июня.

Сейчас лишь коротко скажу, что необходимо дать льготу, то есть снизить ставки налогов тем категориям, о которых упоминалось в интервью. Но снижение даже на 0,1 % обходится бюджету в 1 миллион рублей. А это значит, что тогда нам придется отказаться от проведения, допустим, капитального ремонта Пролетарской улицы. Если льгота будет больше, то придется отказаться от расходов на что-то большее. Сейчас для прочих предприятий у нас действует налоговая ставка 1,5%.

- Куда расходуются средства бюджета?

- Одна из основных статей расхода - уличное освещение. Она измеряется 5-6 миллионами рублей ежегодно. Следующая большая статья – содержание и ремонт дорог. В этом году сюда заложено 8 миллионов рублей. Содержание – это посыпка зимой песком и расчистка от снега. Летом – уборка и вывоз мусора, нанесение дорожной разметки и т.п. Ремонт дорог делится на две большие группы: капитальный и текущий. Около 5 миллионов рублей из 8 в этом году будет выделено на ремонт дорог и 3 миллиона - на содержание их. На мероприятия по озеленению и благоустройству города, уборке и вывозу мусора, спиливанию деревьев, обрезке кустарников, скашиванию сорной травы, содержанию цветников выделяется 3-3,5 миллиона рублей, на содержание кладбищ и ремонт воинских захоронений - ежегодно 300-400 тысяч. На капитальный ремонт жилого фонда – более 1 млн. рублей. Особенность текущего года - у нас есть муниципальная программа по обеспечению жильем молодых семей и статья расхода, связанная с молодежной политикой. Называется она «Приобретение жилья», куда заложен, примерно, 1 миллион 300 тысяч рублей для 10 молодых семей. Это наша доля софинансирования. На эти средства мы получим софинансирование из области и из федерального бюджета. Раньше такие средства выделялись не из городского бюджета, а из районного. Около 7 млн. рублей расходуется на содержание административных зданий, зарплату работникам, оплату услуг, СМИ, налогов, ГСМ и прочих расходов, связанных с деятельностью муниципальных органов управления.

Также выделяются средства из бюджета на пожарную безопасность, профилактику правонарушений, возможные процентные платежи по муниципальному долгу, если мы будем брать кредиты, резервный фонд, ремонт колодцев и на прочие расходы.

Городской бюджет – это эффективный инструмент управления. Его формирование и исполнение не должны содержать популистских, не подкрепленных финансовыми возможностями, решений. Жить нужно «по средствам» и прилагать усилия для того, чтобы «средств» было больше.

Источник: "Бежецкий вестник"