Жизнь, полная событий и испытаний

Другие лица, другие юноши и девушки. Как будто чья-то заботливая рука смыла с их облика выражение легкого цинизма, допустимого в подростковый период, но почему-то ставшего неотъемлемой (главной?) чертой для тех, кто родился в перестроечной России.
На повестку дня встала тема «Летопись родного края». Дежурный заголовок, но… То, что произошло дальше, было решительно далеко от слова «мероприятие». Это было СОБЫТИЕ. Учащиеся школ города и района говорили о времени и о себе. Они сотворили чудо – перенесли зрителей в прошлое страны: в годы испытаний. Победа в Великой Отечественной войне и над послевоенной разрухой - эти страницы летописи СССР стали главными у большинства выступающих.
Очень сожалею, что в актовом зале отдела образования районной администрации было мало зрителей – соучастников происходящего.
Первыми выступили девушки-старшеклассницы и юноша из гимназии №1 им. В.Я. Шишкова. Видно, что судьба страны коснулась их сердец: ребята стояли со скорбными лицами, а в глазах полыхала война. Две темы были отданы на суд жюри: «Учителя нашей школы – участники Великой Отечественной войны» и «Дети войны».
И опять сожаление окутало пеленой: хотелось видеть больше парней, рассказывающих о ровесниках, с юношеской горячностью вступивших в бой с врагом.
Фотоматериалы, скупые слова и факты, факты, факты… Фашисты приравняли школы к военным объектам… Больше всех война не пощадила родившихся в 1921-1923 годах: в живых остались трое из ста… Жизнь протекала по страшной схеме: фронт - тыл - эвакуация – оккупация - похоронка…
Гимназисты вместе с руководителем работ Т.В. Суржик вспомнили ушедших и здравствующих и, что бесконечно важно, расширили границы памяти – отдали воспоминания об учителях нам, присутствующим в зале.
Следующее выступление оказалось наиболее созвучным моему настроению. Десятиклассница МОУ СОШ №4 им. В. Бурова Дарья Шахтарина рассказала о прадеде Николае Ивановиче Иванове. Нечеловеческие испытания выпали на его долю! А начиналось все со звенящей радости! Женился на самой бойкой девчонке деревни Кате Филипповой. Молодая семья строила мирные планы, счастьем и любовью были пронизаны все дни! И вот!!! Война! 24 июня (!!!) призвали на фронт. Первые дни войны – растерянность от наглого шествия врага по советской земле. Противостоять фашистской машине было сложно. Оказался в плену. Сначала, если можно так сказать, «на щадящем режиме» - батрачил на литовца Багдонаса. Улучал минуту: слушал на чердаке сводки Совинформбюро. Теплело на сердце: наши давали отпор врагу. Затем – страшный путь военнопленного, длившийся три года. Домой вернулся 26 мая 1946 года. Умер Николай Иванович в ноябре прошлого года. Светлая и добрая ему память.
Даша рассказывает о прадеде, и перехватывает горло. Звучат «Вставай, страна огромная», «День Победы», «Журавли»… Светлые слезы девочки, слезы слушателей… Они – лучшая оценка работы «Судьба семьи в судьбе страны». Помогали справиться с материалом Т.В. Мельникова, А.Н. Шахтарина.
Такими же насыщенными эмоциями были выступления Натальи Яценко «Односельчане в боях за Родину» из Поречской СОШ (руководитель Л.Н. Арсеньева), Натальи Семеновой «Судьба семьи в судьбе страны» из Борковской СОШ (руководитель В.М. Листаров), Всеволода Чернова «История моей семьи в истории моей страны» из гимназии №1 им. В.Я. Шишкова (руководитель Н.И. Лабунская), Ксении Сушининой «Судьба семьи в судьбе страны» из МОУ СОШ №4 им. В. Бурова (руководитель Т.Н. Мельникова).
Жюри, как и положено, должно было оценить каждое выступление, определить яркие стороны работ, найти недочеты, учесть регламент, творческую разработку, логическую последовательность, культуру речи… И… Единогласно принято решение: всех оценить по высшему баллу. Потому что, говоря о Родине, о тех испытаниях, которые выпали на ее долю, нельзя спускаться до среднего результата. О чем помнили участники конкурса «Летопись родного края». Спасибо им за это!
Иточник: "Бежецкая жизнь" № 11 от 03.04.2009г.