Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права

Трудно представить человека, который бы не сталкивался в своей жизни по какой-либо причине с врачами. Такой причиной мог быть медицинский осмотр, болезни близких или собственный недуг.

Среднестатистический житель России ежегодно обращается за медицинской помощью девять раз. По социологическим данным более 80% опрошенных имеют претензии к работе врачей, заявляют о нарушении законных прав пациента. При этом сами пациенты не всегда чётко представляют себе, как сформулировать свои права, как их защитить, отстоять, каким правовым актом то или иное право регламентировано.

В перечне прав пациента (ст. 30 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан») первым называется право на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского персонала. Статья вкладывает разные понятия в выражения «уважительное» и «гуманное». Так, уважительное отношение подразумевает не только доброжелательное отношение к человеку, но и знание, понимание и соблюдение медработником прав пациента. Гуманное отношение – это понимание того, что перед тобой уникальная, страдающая, нуждающаяся в помощи человеческая личность.

Особое положение права пациента на уважительное и гуманное отношение объясняется самой природой взаимоотношений врача и пациента. В древнеиндийской книге жизни «Аюведа» сказано, что врач для больного должен быть отцом, для выздоравливающего – охранителем, для здорового – другом.

Принцип уважительного и гуманного отношения со стороны медицинского персонала, возведённый в ранг права пациента, предусматривает: «квалифицированное выполнение профессиональных обязанностей, проявление гуманизма при оказании помощи больному, неучастие в действиях, направленных против физического и психического здоровья людей».

Признанный знаток врачебной этики академик И. А. Кассирский писал: «Не надо забывать, что болезнь – большая драма со многими действующими лицами». Иными словами, не следует забывать, что не только врач должен совершить всё, что от него требуется, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности.

Необходимо также помнить о неразрывной связи прав пациента с его ответственностью перед самим собой за сохранение своего здоровья, предполагающей обращение к здоровому образу жизни, использование всех доступных мер профилактики возникновения и обострения заболеваний, Странно выглядит человек, который обращается за помощью и ждёт её от другого, сам не стараясь помочь себе избавиться от неприятностей. Некоторые больные не желают в чём-то себя ограничить, преодолеть свои привычки, а затем из их уст звучат упрёки, что медики ничего не знают, что назначенное лечение не помогает.

Нарушениями права пациента на гуманное и уважительное отношение можно считать:

- отказ от оказания медицинской помощи из-за отсутствия страхового полиса ОМС;

- выполнение медицинского вмешательства без должных оснований;

- некачественно проведённое лечение;

- обследование и лечение в отделениях, не соответствующих профилю заболевания;

- проведение необоснованного повторного обследования из-за утери результатов предыдущего или проведение ненужного обследования;

- игнорирование результатов анализов, полученных в процессе обследования, и информации о непереносимости больным каких-то лекарств.

Порой в отношениях врача и больного возможно не просто отсутствие полного согласия и доверия, но и возникновение прямого психологического конфликта. В этом случае пациент может испытывать обиду или недоверие к врачу, разочарование в нём, протест против предполагаемой схемы лечения. Больной прямо упрекает врача в упущениях, либо жалуется на него другим врачам, администрации лечебного учреждения, обращается в самые разные инстанции.

Хотя любой конфликт - процесс двусторонний, всё же в конфликте между врачом и больным в большинстве случаев виноват врач. Формула «больной всегда прав» в конфликтах с врачами принципиально справедлива. В самом деле, врач ведь специально обучен находить наилучший контакт со своими пациентами, делать всё возможное для улучшения состояния всех больных, врачевать душу и тело, в т.ч. и людей с неврозами, психопатиями, ставших раздражительными, взвинченными в связи с заболеваниями.

Если ваше право на уважительное и гуманное отношение было нарушено медработниками, главное - не вступать в эмоциональный конфликт, спокойно сказать, что вы знаете о своём праве на уважительное отношение, объясните, что именно вас не устраивает. Если вашего предупреждения оказалось недостаточно, и ситуация не разрешилась, смело идите к руководителю лечебного учреждения за поддержкой. Зачастую этим всё заканчивается, т.к. в большинстве своём главные врачи здравомыслящие, опытные руководители, предпочитающие решать все вопросы на месте.

Если вы видите, что поддержки со стороны главного врача или зав. отделением не будет, обращайтесь с заявлением в страховую компанию.

Каждый случай обращения в страховую компанию рассматривается экспертами, при необходимости – юристом. По желанию пациента представители компании могут выступить в суде с защитой прав застрахованных.

В настоящее время соблюдение права пациента на уважительное и гуманное отношение имеет большое самостоятельное значение и одновременно служит обязательным условием для реализации других его прав. Именно уважение личности пациента, его интересов диктует необходимость предоставления ему права выбора врача и медицинского учреждения. Эта тема будет раскрываться в следующей публикации.

В.С. ОСИПОВ, директор филиала ЗАО «МАКС-М» в г. Твери

Источник: "Бежецкая жизнь" № 9 от 13 марта 2009 года