Школа полного дня - школа содействия здоровью

Здоровье детей – это политика, в которой заложено наше будущее. Под таким девизом в МОУ СОШ № 5 имени Л. Н. Гумилева в начале февраля этого года прошел семинар директоров, посвященный вопросам внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.

Статистика утверждает, что за период обучения детей в школе, состояние их здоровья ухудшается в 4-5 раз. Именно в школе ученик получает то или иное заболевание, отклонение здоровья. Проблема здоровья учащихся вышла сегодня из разряда педагогических и обрела социальное значение.
Понимая важность проблемы, пять лет назад мы разработали Программу развития школы, где одним из ведущих направлений работы было выбрано внедрение здоровьесберегающих технологий, основой которых является системное проектирование деятельности по сохранению здоровья с достижением цели, состоящей, как минимум из трех задач: единства состояния здоровья и успешности обучения; соответствия возможностей учащегося и предъявляемых к нему требований; ценностного отношения к здоровью.
Что было сделано за эти годы? Переход к триместровому режиму работы, который позволил оценку обученности школьников проводить в период высокой работоспособности, после отдыха на каникулах и врабатываемости. Более активно использовать индивидуальный подход к обучению школьников. Нашими педагогами используются все формы и способы осуществления дифференциации: индивидуальное дозирование и распределение учебной нагрузки, определение соответствующего индивидуальным возможностям учащегося уровня сложности заданий в пределах стандартных и повышенных требований. При работе с детьми с низкой обучаемостью используем специальные дефектологические приемы для развития внимания, памяти, логического мышления; применяем методику орфографического чтения П. С. Тоцкого при работе над словами с непроверяемыми написаниями, используем мнемотехнические приемы и семантические образы для лучшего запоминания теоретического материала.
Самые разнообразные проблемы учеников – от неуспеваемости и нарушений школьной дисциплины до телесных и психических недомоганий – объединяются сегодня под общим названием «школьная дезадаптация», причиной которой часто становится самая рутинная и привычная учебная процедура – оценивание. Деятельность педагога должна вестись в интересах социально-психологического развития ребенка, а не в ущерб ему, поэтому в начальной школе мы обратились к опыту применения образовательной технологии портфолио. Ведь даже самый маленький успех крайне важен для самооценки ребенка!
Следующий шаг, который был сделан в интересах ребенка - мы разрешили детям двигаться в школе. В обязательном порядке на каждом уроке с 1 по 9 класс проводим психофизические тренировки, физкультминутки, причем для всех групп мышц, подвергаемых нагрузкам на уроках: для мышц тела, плечевого пояса, спины. В начальной школе – дыхательную гимнастику. Используем методику зрительно-координаторных тренажей, интерактивные формы обучения.
Здоровье – это тот опыт жизнедеятельности, который бесполезно передавать как простую сумму научных понятий, факторов, теорий, комплексных технологий. Наиболее результативно – организация деятельности, в рамках которой изучается и апробируется опыт, накопленный человечеством за многовековую практику оздоровительной и здоровьесберегающей деятельности. В дополнительном образовании – творчеством и самовыражением учащихся через интересующие их направления. Наша школа предоставляет широкий выбор направлений видов деятельности: художественно-эстетическое направление («Витиеватая резьба», «Кони Городецкие, кони молодецкие». «Золотая Хохлома», хореографическая и театральная студии), физкультурно-оздоровительное направление (спортивные игры, занятия в тренажерном зале), краеведческое направление (литературное краеведение, клуб экскурсоводов), осваиваем информационно-компьютерные технологии.
Детям нравится обучаться в современной и уютной школе, что, в свою очередь, благотворно влияет на психологическое здоровье школьника.
2008-2009 учебный год стал пятым в реализации Программы развития учреждения «Школа полного дня». Достигнуты определенные успехи, к которым можно отнести расширившуюся сеть дополнительного образования через созданные студии, клубы, кружки, творческие объединения. Это способствовало усилению мотивации учебной деятельности и школьников, и педагогов. Как результат: позитивная динамика учебных достижений, поступление наших учеников в вузы (в 2008 году две ученицы нашей школы поступили в МГУ, причем, на бюджетной основе), успехи во внеурочной деятельности, а главное – большой опыт, накопленный педагогическим коллективом по укреплению и сохранению здоровья подрастающего поколения.

Источник: "Бежецкий вестник" № 9 от 12 марта 2009 года