Епископ Нектарий (Коробов)

Епископ Нектарий (Коробов)

 Епископ Нектарий (Коробов)

1942 - 1994

О епископе Нектарии (Коробове) мы узнаем от отца Ярослава, настоятеля Спасо-кладбищенского бежецкого храма. Его судьба очень интересна. Во-первых, владыка был нашим современником, и мне интересно проследить за судьбой современного священнослужителя. А во-вторых, он владыка, то есть архиерей, священнослужитель высокого сана. За всю историю с Бежецком связаны судьбы четырёх владык. И православному народу, конечно, надо знать о них.

У отца Ярослава есть школьная тетрадь. Это воспоминание о владыке одной прихожанки, Галины Сергеевны Васильевой:

«Епископ Нектарий (в миру Коробов Константин Константинович) родился 8 января 1942 года. В 1944 году мать Анна Сергеевна привезла его в Бежецк. Жили они в двухэтажном доме на Гражданской улице (ныне улица Чудова).

В первый класс Костя пошёл в школу № 4, которая называлась Богословской и находилась рядом с храмом апостола Иоанна Богослова. Затем они переезжают жить на улицу Шишкова, и Костя переходит в школу № 2, что на углу Красноармейской и Рыбинской улиц.

Семья была верующая, и он мальчишкой начал ходить в церковь. Настоятелем в то время был отец Дорофей. Он предложил тринадцатилетнему мальчику прислуживать в алтаре в Спасо-кладбищенском храме. В это время я и познакомилась с Костей. Учились мы в разных школах и поэтому встречались только по воскресеньям.

Потом к нам присоединилась Эля Телкова, с ней я училась в одной школе, и мы жили рядом. Позднее мы познакомились с Павлом (сын о. Бориса Ясинского), с Колей (сын о. Алексея Зайцева), Олей и Иулианом (дети о. Петра Герасимовича), с Валей Кустовой и Люсей Ивановой.

Пока шёл учебный год, то встречались только в храме. А вот в каникулы встреч было больше. Особенно мы ждали праздников. Тогда у нас в храме было три священника: о. Василий Левицкий, о. Пётр Герасимович и о. Борис Ясинский, диакон Николай Шкрумко (ныне архиепископ Ижевский и Удмуртский).

Это были такие торжественные службы. Они служили все вместе. А как красиво и торжественно выходили на полиелей! Все в одинаковом облачении, аккуратные, подтянутые и ребята-прислужники.

В 1957 году о. Василий меня и Элю привёл на клирос. В свободное время мы ходили к Ясинским, но нам с Костей больше нравилось бывать у о. Николая. Он много рассказывал, а как пел!

Самым любимым праздником был праздник Рождества Христова. Его мы отмечали у Коробовых в день рождения Кости.

Я и Эля заходили за о. Николаем и потом вместе шли к Косте. Там нас встречал Сергей Андреевич (дедушка Кости, но он не любил, когда его называли дедушкой, поэтому мы всегда называли его Сергей Андреевич), бабушка Александра и его мама. Бабушка всегда пекла пирог, который мы уплетали за обе щёки с великим удовольствием.

В летние каникулы встречались почти каждый день. Особенно когда увлеклись вышиванием. Вышивали и гладью, но больше нравилось крестом. Устраивали соревнования, кто больше вышьет. Собирались или у Кости, или у меня. Но всё это было вне школы. А вот в школе были неприятности. Про Костю несколько раз писали в школьной газете. Учителя стали ставить двойки, и однажды директор школы Первухин Пётр Николаевич сказал ему: «Я тебе сделаю так, что семинарии тебе не видать ».

Выгнать из школы они не могли, но оставили на второй год (если не ошибаюсь, то в 9 классе). Костя забирает документы и поступает в школу рабочей молодёжи, которая была вечерней в железнодорожной школе. Но принимали только работающую молодёжь. Он устраивается на работу в завод АГО (ныне АСО) разнорабочим.

В 1955 году Костя посещает Свято-Троице-Сергиеву лавру, которая произвела на него сильное впечатление. Вот как он сам говорил:

«Обитель Всероссийского игумена произвела на меня такое сильное впечатление, что я после вечерних молитв просил Господа, чтобы ночью мне приснилась Лавра».

Никому не говоря, он начинает готовиться к поступлению в семинарию.

Когда он закончил школу, его мама просила нас, чтобы мы его уговорили поступать в наш лесотехнический техникум. Мы начали его уговаривать: «Поступи хоть в техникум, что ты всё и будешь возить тачки». Он ничего не сказал.

И вот в августе месяце он мне сказал, что поступил в семинарию. Я его начала ругать: «Чего же ты молчал, ведь мама переживает». Он ответил: «А если бы я не поступил? Вот теперь я всё скажу».

Родственники со стороны его отца не признавали его своим родственником. И только тогда, когда он, будучи священником, привозил им подарки и давал деньги, они признали его.

В 1962 году Костя уезжает учиться в Лавру в семинарию.

В 1970 году он заканчивает Академию.

Лучшим его другом в стенах лавры был Николай Савин (ныне архиепископ Псковский и Великолукский Евсевий). По окончании Московской духовной академии он в сане пресвитера в течение пяти лет служил в родном Спасо-кладбищенском храме. Затем шесть месяцев Господь удостоил о. Константина послужить у мощей преподобного Нила Столбенского в Осташкове Тверской епархии.

Потом в течение трёх лет он был настоятелем кафедрального Бело-Троицкого собора в Твери.

В 1978 году Господу было угодно направить его в Кубанскую епархию. Туда он уезжает вместе с владыкой епископом Гермогеном. Служит он в Сочи.

В 1987 году о. Константин был среди паломников на Святую Пятидесятницу в Святую Землю.

Но он не забывал свой город Бежецк, свой храм. Особая любовь у него была к преподобному Нектарию Бежецкому чудотворцу. Высокопреосвященнейший Исидор, архиепископ Кубанский знал про эту любовь к святому. И Всемилостивый Господь через владыку Исидора даёт о. Константину новое имя в честь этого святого подвижника: 15 марта 1994 года совершается монашеский постриг и отец Константин становится отцом Нектарием.

25 марта 1994 года в Москве в Богоявленском кафедральном соборе совершается хиротония и архимандрит Нектарий становится епископом Саратовским и Вольским. В своём слове епископ Нектарий сказал: «Промыслом Божиим и избранием Вашего Святейшества и Священного Синода Русской Православной Церкви я, многогрешный, призываюсь быть епископом Церкви Христовой. Во всей полноте осознаю великую ответственность, которая возлагается на меня. Благоговейный страх наполняет моё сердце от осознания того, что налагает на меня новое послушание, ибо кто я, говоря словами преподобного Серафима Саровского, как не «пепел и грязь земная»... В наше весьма непростое время окормлять народ Божий под святительским омофором — это подвиг, поэтому все надежды возлагаю на Господа, полностью вверяю себя Его покровительству».

26 марта 1994 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй, вручая жезл епископу Нектарию, сказал: «Для того, чтобы у тебя глубже запечатлелся знаменательный для тебя день нынешнего вступления твоего в путь следования гласу Господня, я хочу напомнить тебе о высоте и ответственности совершённого над тобой великого таинства сошествия Божественной благодати, соделавшего тебя иерархом Русской Православной Церкви... Прими этот жезл архиерейства — символ твоей духовной власти».

После Литургии владыка вылетел в Саратов.

Владыку встречали настоятели храмов Саратова и области, духовенство, прихожане, представители администрации города и области. Его Преосвященство приветствовал на саратовской земле мэр города А.Н. Маликов, отметив, что миссия Владыки очень велика для города.

Преосвященнейший Нектарий прибыл в Свято-Троицкий кафедральный собор, где был отслужен молебен. После служения его Преосвященство обратился с речью к духовенству. Он поблагодарил за торжественную встречу и пожелал милости Божией всем.

В мае 1994 года в Бежецке отмечалась память преподобного Нектария Бежецкого. Я послала в Саратов приглашение. И владыка Нектарий приехал на торжества. Был совершён крестный ход к Введенской колокольне. Там отслужили молебен.

Литургию в Спасо-кладбищенском храме служили два владыки: Саратовский Нектарий и Тверской Виктор.

19 ноября 1994 года жизнь владыки оборвалась. Он трагически погиб и похоронен в Саратове.

Вечная память дорогому Архипастырю».

Погребение Преосвященного епископа Нектария состоялось 22 ноября в Свято-Троицком кафедральном соборе после совершения Божественной Литургии. Чин погребения совершили епископы Уральский и Гурьевский Антоний и временно управляющий Саратовской епархией епископ Симбирский и Мелекесский Прокл.

Так получилось, что только что, несколько дней назад, 4 ноября, в день Казанской иконы Божьей Матери, в Саратове чествовали своего архиерея, поздравляя его с 25-летием его пастырского служения, а через несколько дней пастыря не стало.
 
 А поздравляли епископа Нектария так: после литургии в Свято-Троицком соборе был совершён праздничный молебен. Один из священников сделал сообщение, что на имя епископа Саратовского и Вольского поступило много телеграмм в связи с двадцатипятилетием его священнослужения на ниве Христовой Церкви. Им была зачитана телеграмма от патриарха Московского и всея Руси Алексия П. В полнейшей тишине были оглашены поздравления юбиляру от воспитанников и профессорско-преподавательского состава Саратовской духовной семинарии, от коллектива сотрудников епархиального управления, от священства, клиров и прихожан храмов Серафима Саровского, Утоли мои печали, Покрова Пресвятой Богородицы, Духосошественского собора и других.

С ответным словом выступил владыка Нектарий. Он сердечно поблагодарил священнослужителей и всех тех, кто пришёл в храм помолиться. Далее он рассказал о своём жизненном пути. Сказал, что уже в 13 лет в городе Бежецке в Спасо-кладбищенском храме на него надели стихарь, церковнослужебное облачение. Сказал, что ровно 25 лет назад на праздник Казанской иконы Божьей Матери ректор духовной академии Филарет Дмитровский рукоположил его, двадцатисемилетнего молодого человека, во диаконы. Он ещё не окончил, как прибыли бежечане с просьбой направить его к ним. Просьбу удовлетворили, и он служил пять лет в Бежецком Спасском храме вторым священником. Затем его перевели в Осташково, настоятелем, потом в Тверь, настоятелем кафедрального собора. Недолго он служил в Твери, владыка Гермоген пригласил его с собой в Краснодарский край. До назначения в Саратов он был настоятелем собора Михаила Архангела в Сочи.

Владыка Нектарий сказал, что для него совершенно неожиданным был вызов в Москву, где ему было предложено стать епископом Саратовским и Вольским. А мечта его, сказал владыка, была очень скромной: быть настоятелем в родном Бежецке. Но Бог сподобил его стать епископом.

Очевидец вспоминает, что после небольшой паузы владыка Нектарий с подкупающей улыбкой сказал: «Самое главное — надо служить Богу со всей страстью, всем существом... И как говорил Иоанн Златоуст: "Слава Богу за всё. Аминь"».

Люди внимали каждому слову своего пастыря, тишина была такая, что тихий голос епископа слышал каждый, как бы далеко кто от него не находился.

Владыка говорил, что главное — это остаться верным Православной Церкви, всем объединиться вокруг неё, как это и было всегда в истории нашего государства. И что всех нас впереди ждёт Божий суд, и дай Бог, чтобы по окончании нашего пути мы оказались по правую руку от Господа нашего, Иисуса Христа. Для этого надо проявлять заботу о своих душах, не сеять раздор, но нести людям мир.

Очевидец вспоминает: «Как-то неожиданно стало грустно, когда владыка направился к выходу в сопровождении трогающего душу звона колоколов».

Нередко люди, видя богатое убранство храмов, яркие одеяния церковнослужителей, полагают, что священники, а уж архиереи тем более, люди богатые, живут в роскоши. И как бы говорят о них с некоторым осуждением и отчасти с завистью. Но золото храмов, крестов и одеяний — это всё во славу Божию, а не в роскошь человеческую. Священники, а тем более архиереи, которые все до одного монахи, больше, чем мы с вами, понимают, что человек рождается и умирает с пустыми руками. Человек «как вышел он нагим из утробы матери своей, таким и отходит...» Так написано в Библии, так многократно повторяют священнослужители эти слова в своих проповедях, и почти все они следуют этим словам сами.

Попечение о душе своей и о душах своих прихожан — вот то главное, чем живут наши духовные пастыри, что бы мы о них ни думали, какие бы единичные отрицательные примеры нам ни приводили. Вот на примере владыки Нектария видно, что не за какой-то роскошной жизнью он тянулся, а искренне уверовал в бога и искренне до последнего своего дыхания служил Ему.

Патриарх наш Алексий II, когда напутствовал епископа Нектария на архиерейское служение, сказал ему: «Да не смущается сердце твоё тем, что Господь поставил тебя на высокий свешник святительского служения. Воистину, неисповедимы пути Божий: то, что странно и непонятно подчас для человеческого сознания, — оправдано Божиим Промышлением. Укрепись надеждой на милость и благость Всемогущего Бога, Который всё творит по святой Своей воле, и с дерзновением и верой приступай к своему служению... Не забывай того, что в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, у мощей святителя и чудотворца Алексия, благословил тебя Господь принять архиерейскую хиротонию. Да будет святитель Московский Алексий вместе с другими Московскими и

Тверскими святыми — руководителями твоими в духовной жизни, наставниками, покровителями и молитвенниками в служении твоём Церкви Божией...»

Многие зачастую не отдают себе отчёта, рассуждая о священнослужителях, что они не сами по себе, они ежесекундно пронизаны Божьим присмотром, они постоянно находятся в молитвенной связи с Небом, со святыми. Лучших из них не напрасно называют Божьими светильниками на земле. Так что им какие-то земные блага и корысть. Лучшим из них. Каким, по свидетельствам многих людей, был бежечанин владыка Нектарий (Коробов).

В ответном слове патриарху епископ Нектарий сказал: «Во всей полноте осознаю великую ответственность, которая возлагается на меня. Благоговейный страх наполняет моё сердце от осознания того, что налагает на меня новое послушание, ибо кто я, говоря словами преподобного Серафима Саровского, как не "пепел и грязь земная" ».

Конечно, это совершенно искренняя ответственность. Дальше епископ продолжил: «Великие Вселенские Святители и преподобные отцы, как Сергий, игумен Радонежский, трепетали перед величием епископского сана и многие из них по своему смирению от принятия его уклонялись, я же, многогрешный, «приемлю и нимало вопреки глаголю», надеясь на милосердие Божие и на помощь Господню».

В одном из своих выступлений преосвященнейший Нектарий говорил: «Чтобы понять музыку Чайковского, надо иметь слух, чтобы понять, что такое любовь, надо самому кого-то любить. А религия есть связь человека с Богом, и что собой представляет эта связь, знают те люди, которые исполняют заповеди Господа. И вот человек призывается к чаше Христовой. Господь говорит: «Придите ко мне все труждающиеся и обременённые, и я успокою Вас». Но чтобы достойно причаститься, нужно подготовиться, помолиться. Священник напоминает каждому христианину, каким образом он должен стяжать Святой Дух, каким образом он должен подойти к чаше, чтобы причаститься. Ведь причаститься можно в суд, и во осуждение, а можно во освящение».

То есть, надо не просто верить, но надо и знать веру, учиться вере, чтобы правильно исполнять заповеди Господа. Много и плодотворно учился этому владыка Нектарий.

Владыка стал во главе епархии в то время, когда на Россию, начало 90-х годов, напали всяческие сектанты. Он очень много внимания уделял борьбе с ними. При этом говорил: «Хотелось бы, чтобы пробуждалась у русского человека, и не только у русского, любовь к своей стране, своей истории, своим традициям. За прошедшие 70 лет люди оторвались от своих истоков. Насаждается протестантизм, буддизм, кришнаизм и другие вероисповедания. И получается, что человек больше узнаёт о буддизме, чем о своём родном Православии. И когда люди приходят в православный храм, они чувствуют себя неуютно, им кажется всё странным, служба совершается на «непонятном» языке, духовенство одето в необычные одежды... Хочется пожелать, чтобы в эфире предоставлялось время для духовенства, чтобы священники объясняли значение Литургии, обрядов, таинств, заповедей Бога, содержание Евангелия».

И патриарх его наставлял, говоря о сектантстве: «В течение 70 лет планомерно осуществлялось отторжение людей от веры, от своих традиций, от своих духовных корней. Оскудела любовь, образовался духовный вакуум, который заполняют различные силы. С помощью «второй евангелизации России» нас пытаются убедить в неэффективности исторического опыта великой нации, в бессмысленности её национальных идеалов. Свои опыты «церковности» — вместо Православия — предлагают различные течения протестантизма, насаждаются восточные религии, появились многочисленные лжепророки и лжехристы, открыто рекламируются всевозможные оккультные лжеучения с одной целью — ввести души в мир злых духов и тем самым погубить их.

Однако не страшись, возлюбленный собрат наш, предлежащего тебе подвига и, во всеоружии Христова учения, противостой злокозням диавольским. Укрепи, сохрани, преумножь вручаемую тебе ныне паству».

Гибель не позволила владыке во всей полноте исполнить предлежащий ему подвиг. Не будем гадать о том, что это была за автомобильная катастрофа. Будем только понимать, что владыка и сейчас молится о нас своей бессмертной душой.