Проблема исторической реальности преподобного Нектария Бежецкого

Имя преподобного Нектария Бежецкого в последнее время становиться все более известным не только в Бежецке, но и за его пределами. В связи с этим возникает немало вопросов: кто был этот человек, что он сделал для края, как чтилось его имя в течение столетий? Частично осветить все эти проблемы и должно настоящее сообщение.

Преподобный Нектарий Бежецкий – местночтимый  святой, основатель Бежецкого Введенского монастыря, подвижник веры, живший в Бежецке, тогда еще Городецко, во второй половине 15 века. Так сообщает о Нектарии Тверской Патерик. Примерно те же сведения можно почерпнуть и в других аналогических изданиях. Точная дата его смерти неизвестна, разные источники указывают 1490,1495,1494 и 1496 годы. Еще более не определен вопрос о времени появления старца в крае. Бежецкий краевед И.П. Постников называет коней 50-х – 60-е гг. 15 века. Он же пытается увязать преподобного  с Троицким монастырем. Основным аргументом этого явления тот факт, что как раз во второй половине 15 века  происходит формирование обширных земельных владений Троицкой обители  в Бежецком Верхе. Как видно, уже первые попытки подтвердить реальное существование Нектария основываются только на догадках и предположениях. Тем не менее, И.Н. Постников в своей книге о Нектарии Бежецком, а вслед за ним и бежечане В. Мальковский и С. Штюрмер, также написавшие работу о Нектарии – все они единодушно утверждают, что издавна в Бежецком крае существовал культ, широко распространенный и почитаемый, Нектария Бежецкого. В доказательство этому они приводят многочисленные свидетельства видений старца во сне некоторым бежечанам,  чудесные исцеления именем Нектария, а также ссылаются на многочисленные упоминания о Нектарии в разнообразной агиографической литературе. Однако, все доказательства, приводимые авторами книг, относятся к последней трети 19 и особенно к началу 20 века. Именно тогда Нектария видели о нем слышали, его именем исцеляли больных. И в религиозной литературе со второй половины 19 века имя старица из Бежецка стало появляться  все чаще и увереннее. Но все это было в конце 19 века. А остальные четыреста лет? Как в это время почитался Нектарий в Бежецком крае? Авторы книг о нем утверждают – очень широко, и не только в Бежецке, но и при царском дворе. И в доказательство приводят немалое количество всевозможных фактов и интереснейших документов 16-18 веков. О них мы еще скажем далее. Но самое интересное в этих документах – ни в одном из них даже намека на имя Нектария! Вот такие дела. Все это вызвало очень серьезные подозрения и заставило нас усомниться в реальности Нектария Бежецкого как исторического лица и вместе  с тем по новому посмотреть на время возникновения его культа. Пытаясь найти хоть какую-то зацепку о Нектарии, мы обратились к немногочисленным известным документам по истории Бежецкого края 17-18 веков, были опубликованы в различных изданиях. В этом плане наибольший интерес представляет книга ученого-историка. Н.Попова «Исторические заметки о Бежецком Верхе 17-18 веков». В этой книге обширно цитируется уникальный документ, не сохранившийся до наших дней – первая  и единственная пока известная летопись Бежецкого края. Она называется «Хронологион» и была составлена бежечанином Петром Воиновым во второй половине 18 века.

Летопись эта содержит обширный материал по истории Бежецка в 18 столетии, но есть в ней и страницы о прошлом крае, которое Воинов попытался воспроизвести на основе устных преданий и имевшихся у него под рукой документов. Так вот, в летописи нет даже намека на существование Нектария или же какого-то его культа. Хотя очень религиозный, человек Петр Воинов в летописи своей уделал очень много места рассказу о храмах края и всех событиях с ними связанных. Но в 18 веке не нашлось места событиям, связанным с почитанием Нектария. Нет для них места в «Хронологионе» и в исторической его части, где Воинов пытается фрагментарно, на основе следующих документов, восстановить Бежецкую историю до 18 века. Воинов упоминал о возникновении Краснохолмского Антониева монастыря в середине 15 века и сообщает, что обитель основал старец Антоний. А вот о бежецком монастыре – Введенской обители как о реальности Воинов лишь в материалах конца 16 века. Нектарий при этом не упоминается.

Итак, сомнения в реальности Нектария укрепляются, и теперь обратимя к тем доказательствам, которые приводили в пользу существования. Нектария Бежецкого и древнего, и широкого почитания его имени активные сторонники деятельности святого. Большая часть жизни и деятельности Нектария покрыта мраком неизвестности.  Это признают в своих работах и Постников, и Мальковский, и Штюрмар. Но это дает им прекрасную возможность для фантазий, чем они прекрасно пользуются. По аналогии с множеством известных в житийной литературе случаев подвижнической жизни иноков, а возможно и под влиянием очень популярного в конце 19 века имени Серафима Саровского, создается образ смиренного инока-отшельника, поселившегося в лесу, и тем самым, и своей миссионерской деятельностью привлекавшим внимание людей.

И все же И. Постников был не просто любитель, он был опытный краевед, исследователь, член Тверской Ученой Архивной Комиссии. Он не мог не опираться хоть на какие-нибудь документы. И они есть. Точнее он. Это единственный документ, на который ссылается Постников, когда упоминает имя Нектария в свете первых шагов его деятельности на Бежецкой земле именно в 15 веке. Это – «Сказание о Введенском монастыре, взятое из ободных книг 7117 г. и экономических книг обители 7119г.» Документ этот хранился во Введенской церкви и в настоящее время утрачен. По словам Постникова именно в этом сказании говорится о первых подвижнических подвигах Нектария на Бежецкой земле и об основании им Введенского монастыря. Но любопытно, что в «Сказании» упоминается стоявшая в обители издавна деревянная церковь в честь Сергия Радонежского, перестроенная в  1610г. О времени постройки основного храма, давшего название всей обители, Введенского нет никаких сведений, хотя Постников неизвестно по кокай причине связывает это событие с именем Нектария. Иных документов или каких-то материальных памятников со времен конца 15 века и связанных  с жизнью Нектария в Бежецке не сохранилось. Об этом с грустью сообщает Постников, и мы с ним согласны – будь по иному, все сомнения о жизни Нектария были бы давно разрешены. Неизвестно так же и место погребения Нектария, хотя Постников указывает его весьма определенно – под полом Введенской церкви в алтаре, между Жертвенником и Престолом.

Основывается он при этом на официальном  сообщении Тверского архиепископа Дмитрия, опубликованном в 1994г. Интересно, что епархиальные власти еще в 1898 году не знали точного места успокоения Нектария. Какие исследования были проведены за это время – неизвестно , но скорее всего выводы эти основывались на народных легендах и слухах, известных  в Бежецке. Так одна народная легенда /время ее возникновения неизвестно/ гласит, что времяна литовского разорения края в 1610-1614 гг. монахи Введенской обители, чтобы спасти святыню от поругания опустили гробницу Нектария под пол храма, но вот почему-то потом забыли вытащить. Очевидно, легенда эта возникла гораздо позднее, чем другой слух, широко известный в Бежецке в конце 19 века, и должна была объяснить столь странное отсутствие мощей старца Нектария. А слух этот очень любопытен. Так в середине 19 века в Введенской церкви еще существовала  плита, мраморная, вся покрыта вязью. Что на ней было написано прочитать не смогли и не очень-то видно ценили ее, так как вскоре, при ремонте в церкви ее распилили на бруски. Плита эта лежала как раз между Жертвенником и Престолом в алтаре. Несколько позднее, когда в церкви стали вскрывать полы для ремонта, некоторые прихожане видели под полом непонятную каменную гробницу, а настоятель церкви Василий Лебедев захотел сам посмотреть на нее. Он в одиночестве спустился под пол храма и увидел так чей-то гроб, заглянуть в него он не успел, так как свеча у него погасла и охваченный  страхом он едва  выбрался наверх. Как мы видим, ничего конкретного там отец Василий не нашел, он это не помешало ему рассказать прихожанам, что в гробнице покоится преподобный Нектарий. Те вспомнили загадочную плиту, и пошла гулять по городу складная легенда о гробе и нетленных мощах Нектария Бежецкого, которые тоже кто-то уже лицезрел. И никому и в голову не пришло проверить чья это гробница, тем более, что с наружной стороны храма хранилась такая же мраморная плита с непрочитанной  вязью.
 
 Но самым веским доводом в устах  пропагандистов имени Нектария в пользу реального  существования святого стал сам факт существования Введенского монастыря. Как-будто кроме Нектария его некому было основать. И вот что получается: монастырь основал Нектарий, значит он существует с 60-х годов 15 века; раз монастырь существует с конца 15 века, значить его основал Нектарий. А существовал ли монастырь в конце 15 века? О деятельности Введенского монастыря сохранилось немало документов: это и экономические книги, и жалованные грамоты монастырю от различных лиц и т.д. Но самый старый  документ датирован 1588 годом. Это жалованная грамота царя Федора Иоанновича Введенскому монастырю вотчины Узуново. А в 1627 году монастырь был приписан ко двору государеву. Рассказывая о монастыре, Постников не раз замечал скудность его земельных владений. Объяснял он это тем, что во второй половине 15 века трудно было найти щедрого покровителя, который мог бы пожертвовать монастырю пару деревенек для прокормления, удельные князья сменялись часто и им было не до монастыря. Но как  раз в конце 15 века в Бежецком Верхе идет активный процесс подчинения края влиянию Москвы, и происходит это при помощи монастырей. Земельные угодья щедрой рукой государя Московского, удельных князей, владевших Бежецким Верхом и ближних бояр московских, имевших в крае немалые владения передаются столичным и местным монастырям. Так, Краснохолмский Антониев монастырь к началу 16 века уже владел более чем 40 селами и деревнями и стал одним из крупнейших феодалов края. Даже маленький и убогий Макарьев монастырь, который возник на окраине Бежецка /Городецко/ 30-е годы 15 века и тот сумел получить от князя Дмитрия Красного некоторые земельные пожалования. И совсем нелогично было бы, если такой популярный /по словам Постникова/ в Бежецком крае монастырь как Введенский не смог бы получить в свое владение земельных угодий. Но это было в конце 15 века. А вот в конце 16 столетия свободных земель в крае уже не оставалось, сильная центральная власть уже не так нуждалась в поддержке своих позиций с помощью монастырей, и получить земли было крайне сложно. Введенская обитель их почти и не имела. Жила же она за счет покровительства государя, получая из казны и различные пожертвования от близких  ко двору людей. Не забудьте, что монастырь был приписан к государеву двору людей. И. Постников расценивал всевозможные  вклады и иные знаки внимания сильных мира сего к Введенском монастырю как признак особого почтения к Нектарию Бежецкому. Почему он так думал совершенно неизвестно, так как все приводимые им примеры вкладов или иных знаков внимания монастырю не содержат упоминания того, что сделаны они в память Нектария Бежецкого. Имя преподобного вообще в них не упоминается. А в 1701 году монастырь лишился щедрого казенного содержания, не имея земли быстро захирел и был забыт. В это время почему-то никто не вспомнил о Нектарии и его «прославленной» обители и в память старца вкладов никто не делал. Таким образом сам факт возникновения Введенского монастыря в Бежецке в конце 15 века весьма сомнителен, так как не подтвержден никакими документами. Зато вполне логичным было его появление в конце 16 века, чему мы находим документальные подтверждения. Это значит, что если Нектарий действительно жил в 15 веке, то основателем Введенской обители он быть никак не мог, в противном случае самого Нектария придется «омолодить» лет на сто. Но тогда рухнет стройная, на первый взгляд, система аргументов в пользу его бытия, составленная И. Постниковым и его последователями.

Но Нектария  наверное следует «омолодить» еще больше. В октябре 1898 года в Бежецке побывал Тверской архиепископ Дмитрий. Неизвестный автор составил подробнейший отчет об этой поездке, который был опубликован в «Тверских епархиальных ведомостях» №2 за 1899 г. Поскольку Владыка посетил Введенскую церковь, то в отчете очень интересный материал и об этом храме, и о Введенском монастыре, и о Нектарии Бежецком. Свое знакомство с историей монастыря автор начал с чтения того самого «Сказания о Введенском монастыре», на которое постоянно ссылался затем Постников, когда надо было привести какие-то факты из жизни Нектария в 15 веке. По  оценке автора статьи «Сказание» представляет собой витиевато изложенный и невразумительный документ и первым фактом из жизни монастыря было пожалование Федором Иоанновичем вотчины Узуново в 1588г. Ни каких сведениях о Нектарии, почерпнутых  из «Сказания» автор статьи не сообщает. Далее автор  отчета приводит список настоятелей Введенского монастыре»,  на которое постоянно ссылался затем Постников, когда надо было привести какие-то факты из жизни Нектария в 15 веке. По оценке автора статьи «Сказание» представляет собой витиевато изложенный и невразумительный документ и первым понятным фактом из жизни монастыря было пожалование Федором Ионовичем вотчины Узуново в 1588г. Ни о каких сведениях о Нектарии, почерпнутых из «Сказания» автор статьи не сообщает. Далее автор отчета приводит список настоятелей Введенского монастыря, который  начинается игуменом Сергеем и в 1588г. Вообще, ни в одном документе, хранившимся в бывшей монастырской Введенской церкви автор не нашел  упоминания имени Нектария Бежецкого. Но автор говорит о существовании некоего народного предания, которое связывает имя Нектария с основанием монастыря. Еще одна народная легенда, приводимая автором сообщает, что покоится преподобный Нектарий под спудом на территории основанного им монастыря; не называя при этом конкретно Введенского храма, как это потом сделает Постников. Далее автор статьи приводит еще один ошеломляющий факт: датой смерти Нектария в святцах названо 3 апреля, «но особого празднества в честь него не совершается». Вот вам и широкое, испокон веку идущее почитание имени святого. Зато, по словам автора статьи, во Введенском храме особо чтится чудотворная икона святого Уара, подаренная еще Введенскому монастырю государыней Марфой Иоанновной в  память рождения царевича Дмитрия. В день памяти святого Уара в церковь стекается большое число богомольцев и бывает торжественная служба.

Столь подробный рассказ о Введенском храме не случаен.  Автор статьи явно получил задание разобраться в тех смутных слухах о каком-то святом Нектарии, основателе Бежецкой Введенской обители, которые стали доходить до Тверского епархиального управления. Возможно, определенные круги в Бежецке попытались представить Владыке Дмитрию местного святого, доказав древность его культа и необходимость его широкого распространения. Из отчета ясно следующее: в конце 19 века Тверские епархиальные власти едва ли что-то знали о Нектарии Бежецком, широко распространенного и особо чтимого культа Нектария в Бежецке еще не было, реальных  свидетельств его существования, кроме смутных народных легенд автор отчета не нашел.

Откуда тогда взялось имя Нектария? Все тот же автор отчета будучи человеком безусловно образованным и сведущим в церковной  литературе выдвинул любопытную гипотезу на этот счет. Он сообщил, что в «Книге Глаголевой Описание о российских святых» в числе святых града Твери  упомянут преподобный Нектарий, начальник Введенского монастыря, который скончался в лето 1492, в 3 день апреля. Иные источники относятся год его кончины к 1494г. Среди Тверских святых известен был Нектарий, основатель Нектариевой пустыни в 15 верстах о Твери. Он был братом реальных церковных деятелей Саввы и Варсонофия Тверских, живших в середине 15 века. Главный храм пустыни был посвящен Введению во Храм Пресвятой Богородицы. Вот и задает автор статьи вопрос -  не тот ли это Нектарий?

К этому добавлено, что в селе Нектарьево на месте монастыря долгое время сохранялась часовня с гробницей старца, существовали также древние иконы с его изображением, т.е. сложился местный культ его почитания. Но Нектарьева обитель еще тогда имя его могло попасть в святцы. Позднее, поскольку от настоящей Введенской Нектарьевой пустыни ничего не сохранилось, этот Нектарий стал ассоциироваться с Бежецким Введенским монастырем. Бежецк ведь тоже с 18 века находится в административном и церковном подчинении Твери, тем более, что в 17 веке Введенский монастырь в Бежецке был довольно известен в столице. Так могла получиться накладка, которая затем, в 19 столетии, стала бездумно тиражироваться авторами многочисленных календарей, мясецесловов и святцев. Из них-то бежечане и узнали о существовании в их крае некоего святого Нектария, вспомнили и о странной плите, и о непонятных гробницах под полом храма и поползли по городу слухи и легенды, которые затем некоторые люди из вполне приличных, патриотических соображений попытались обобщить и придать им весьма стройный и аргументированный вид. Что это за патриотические побуждения? И. Постников в своей книге о Нектарии сам отвечает на этот вопрос: «Пресловутое освободительное движение последнего времени, когда повелись с особенностью силою стремления подорвать в народе веру и любовь к святыням, вывести его из под влияния Св. церкви, заставило повсюду истинно верующих православных Русских людей крепко объединиться вокруг своих родных святынь. Тоже произошло и в Бежецке». Напомню, что книга эта вышла срочно в 1910г. Воне революционной идеологии надо было срочно что-то противопоставить. Легенды о Нектарии оказались очень кстати. Такова наша версия существования Нектария Бежецкого, она не окончательна и очень возможно, что найдутся новые доказательства, которые могут ее либо укрепить, либо опровергнуть.

Комментарии  

 
+2 #16 Краевед 02.07.2017 13:00
На последней краеведческой конференции, был там, выступала Г. Гадалова (г. Тверь), она тоже считает, что Нектария не было, и согласна с выводами авторов вышеупомянутых статей. Правда представители церкви, которые там присутствовали, выступили резко против. Но внятных объяснений не дали,оно и понятно.. Зато сравнили с "переписыванием истории ВОВ".Странно, а какая связь!!!????
Цитировать
 
 
+3 #15 M 04.04.2017 14:33
при котором святой, подвизающийся за многие версты от Новгорода, все же относится к числу новгородских святых и при заимствовании из «Книги…» может быть поименован «Новгородским», тогда как условное региональное деление на протяжении ряда столетий претерпевает изменения в связи с переделом границ епархий
Цитировать
 
 
+3 #14 M 04.04.2017 14:32
Эта проблема возникает и по причине своеобразия структуры «Книги глаголемой Описание о российских святых» – географического деления кратких биографических справок-памятей на группы по регионам, .
Цитировать
 
 
+3 #13 M 04.04.2017 14:31
Таким образом, в связи с ошибками и неправильной интерпретацией источника существует проблема наличия памятей святых, которые, вполне вероятно, никогда не жили.
Цитировать
 
 
+3 #12 M 04.04.2017 14:31
Здесь не обошлось без натяжки, так как, во-первых, сведения о почитании основателя Введенского монастыря в Бежецком Верхе отсутствовали, а во-вторых, в XV в. игумен обители в Бежецком Верхе мог быть назван новгородским, но не тверским святым. Однако предположение Филарета (Гумилевского) пало на благодатную почву, обросло легендами и преданиями, и почитание Нектария Бежецкого со временем получило значительное развитие (см. подробнее, в частности: [Костыгов]).
Цитировать
 
 
+2 #11 M 04.04.2017 14:30
Монастырь прекратил существование задолго до реформы 1764 г., но сохранились данные о почитании Нектария Тверского – в отсутствие официального празднования память ему совершалась в один день с Нектарием Печерским (29 ноября) [Соколов Иоанн, с. 625–626]. Филарет (Гумилевский), пытаясь определить, начальником какого Введенского монастыря мог быть преп. Нектарий, обратил внимание на Введенский монастырь в Бежецке, упраздненный в 1764 г. [Филарет (Гумилевский), с. 434]. М. В. Толстой в комментарии к тексту «Книги…» привел атрибуцию Филарета (Гумилевского), то есть согласился с предположением, что основатель Введенского монастыря в Бежецке – это Нектарий, указанный в числе святых «града Твери». Впоследствии эта же атрибуция была включена в обобщающий труд по истории канонизации Е. Е. Голубинского и в «Полный месяцеслов Востока» Сергия (Спасского).
Цитировать
 
 
+2 #10 M 04.04.2017 14:27
Вот выдержка из этой статьи.
Из статьи
А.А.Романова. Святые двойники и «небывшие святые». Проблемы интерпретации источников.
«Книга глаголемая Описание о российских святых» – один из источников возникновения путаницы при попытках уточнить имена основателей тех или иных монастырей. Список «Книги…», использованный Филаретом (Гумилевским) и именуемый им рукописными святцами, упоминает в числе тверских святых Нектария, «начальника» Введенского монастыря, который «преставися в лето 7000 апреля в 3 день». Нектарий – преподобный, который, казалось бы, более всего подходил под отождествление с Нектарием из «Книги…», основал монастырь, в котором была церковь Введения Богоматери, в 25 верстах от Твери.
Цитировать
 
 
+31 #9 М 22.12.2015 12:33
Вот мне подсказали, что появилась новая информация. Статья научная
А. А. Романова . Древняя Русь № 3 (61), 2015.
Святые двойники и «небывшие святые»: Проблемы интерпретации источников.
"Поиски местных святынь приводят и к возникновению святых-двойников, как в случае с Нектарием Бежецким и Нектарием Тверским. Нектарий Бежецкий не встречается в святцах и росписях до XIX в., однако высказанное в работе Филарета (Гумилевского) предположение о том, что Нектарий Тверской –
основатель Введенского монастыря в Бежецке, было развито в дальнейшем. При этом приводимые в литературе, начиная с Филарета (Гумилевского), детали биографии Нектария Бежецкого совпадают со сведениями о Нектарии Тверском".
Цитировать
 
 
+42 #8 М 18.04.2015 12:51
Статье уже 20 лет, а выводов никаких. Все по-прежнему....
Цитировать
 
 
+71 #7 М 05.04.2014 12:35
Если такой вопрос поднят, то церковь должна приложить усилия и доказать или был это святой или нет, чтобы не было сомнений, а то ситуация весьма двусмысленная.
Цитировать